| | | |

Урок 2. Как земля пьет? Водные свойства почвы для детей.

Сегодня у нас второй урок из марафона “Почва-уроки”, который проходит у меня одновременно в соцсети Инстаграм в аккаунте @tavika.ru и тут, в блоге “Это интересно!”.
В нем мы разберемся с водными свойствами почвы.
Зачем детям это знать?
От свойств почвы зависит, сколько воды она может впитать и провести через себя. А, значит, сколько воды получат растения.
А еще эти свойства влияют на образование рельефа – формирование оврагов, болот и т.д. На разных почвах они образовываются по-разному!
Да даже просто у нас дома эти знания пригодятся.
Вы, наверное, замечали, что когда поливаете комнатные цветы, в одних горшках земля мгновенно впитывает в себя влагу. В других вода стоит лужей, даже если вы налили совсем чуть-чуть.
Все это зависит от водных свойств почвы. А они, в сою очередь, зависят от структуры почвы и ее состава.

Так как же земля пьет?

Ответить на вопрос, который я вынесла в заголовок поста, очень просто.
Во-первых, вода под действием силы тяжести просто “самотеком” проникает по порам в почве.
Она течет вниз по ходам насекомых и червей, путям, которые прорыли корни растений, в пространстве между комочками земли.
Но таким образом слишком глубоко и в очень мелкие поры вода сама затечь не может.
И вот тут тут на помощь приходят капиллярные явления.
Дети знакомы с этими явлениями по тому, как промокает вся тряпочка, если в воду опустить только ее уголок.
Причем, вода по тряпочке может подняться и вверх! Попробуйте проделать это с обычным носовым платком. Получается очень наглядно!
Вот так же, как по платку, вода в почве поднимается снизу, от грунтовых вод вверх, напитывая корни растений.
И распространяется вбок и вширь по мельчайшим капиллярам в почве.
Вот некоторые определения, которые пригодятся старшим детям для изучения темы и понимания происходящего.
А с малышами пока все просто делаем на опыте:)
Так давайте на опыте проверим наши образцы почвы и проверим, как “пьет” разная земля и от чего это зависит?
На прошлом уроке мы для создания модели почвенного профиля взяли три вида почв: богатую перегноем плодородную почву (она черного цвета), глинистую землю (она рыжего цвета) и песок.
Наполните этими образцами одинаковые емкости (например, одноразовые стаканчики) так, чтобы почвы в них было одинаково и она была максимально однородной без комочков.
Еще понадобится:
👉мерный стаканчик для воды
👉пластиковая бутылка, от которой надо отрезать горлышко, чтобы получилась воронка
👉секундомер
Горлышко воронки воткните в грунт.
Влейте через воронку воду.
Мы лили мерный стаканчик 50 г.
И по секундомеру отметьте, через сколько секунд вода полностью впитается из воронки в грунт.
А потом все то же самое проделайте с остальными образцами почв. Результаты записывайте.
И потом предложите ребенку их объяснить – чем почвы отличаются?
Вывод такой:
Если коротко, то песок прекрасно пропускает воду. А вот глинистая земля это делает с трудом. Поэтому песок обязательно добавляют для рыхлости в почвосмеси, чтобы не дать почве застоятся и закиснуть, а корни растений могли “дышать”.
Зато глина хорошо удерживает влагу в почве.
То есть идеальная почва должна состоять из перегноя (питательных веществ), песка и глины в оптимальных пропорциях. А они для разных растений разные.
Поэтому в магазинах продают самые разные грунты для цветов. А на разных полях сажают разные культуры.

ЗАДАНИЕ

Возьмите несколько образцов разных почв (ориентируйтесь по цвету – чем разноцветнее, тем лучше).
Насыпьте одинаковое количество каждой почвы в одинаковые емкости. И залейте в них одинаковое количество воды.
Секундомером посчитайте время, за которое вода впитывается в образец.
Сделайте выводы о составе ваших образцов.

Ваши фото выкладывайте в соцсети Инстаграм с тегом #почвауроки от @tavika.ru
Или у себя в блогах с обязательной активной ссылкой на источник: Марафон “Почва-уроки” от Татьяны Пироженко” /2020/05/pochva-uroki.html

Понравился опыт? Завтра мы продолжим изучать почву и на опыте узнаем, как почва влияет на плодородие.
А предыдущий урок можно посмотреть тут: “Модель почвенного профиля: готовим слоеный коктейль“.