| | |

Делаем модель круговорота воды в природе в банке! Опыт для детей

Простенькая, но очень наглядная модель процессов, происходящих с водой в природе, получилась у нас с Катей в обычной трехлитровой банке. Это мы в очередной раз обсуждаем круговорот воды: испаряется – конденсируется – выпадает осадками. И конечно же, как здесь обойтись без эксперимента!
Этот опыт с водой в разных его вариациях, кажется, никогда не надоедает детям:) Как и вулкан из уксуса 🙂 Мы в “Клубе почемучек” уже не раз делали занятия про дождик, например, вот тут: “Почему бывает сильный ветер перед дождем?“, “Почему образуются лужи?“, “Из чего сделаны облака?“. А теперь вот опять наблюдаем, как рождается дождь.
круговорот воды в природе: эксперимент для детей

Опыт этот элементарный, поэтому будет здорово, чтобы ваш ребенок, даже если он еще мал, проделал его сам от начала до конца.Тогда будет совсем другой эффект, если он сам, собственными руками без помощи мамы создаст собственный мир в банке! 
А детям постарше уже можно объяснить, что этот мир – модель замкнутой экосистемы, которой, по сути (с некоторыми допущениями, которых здесь не будем касаться), является наша Земля. 
Хотя почему с допущениями? В нашей модели тоже есть влияние космических факторов:) Но обо всем по-порядку.

Для опыта понадобиться:
Трехлитровая банка, крышка к ней, вода, фломастеры или маркеры.
Ход эксперимента:
1. Наливаем в банку воду примерно до половины. Закрываем ее плотно крышкой.
2. На стенках банки рисуем мир: представляем,что кромка воды – это поверхность моря и дорисовываем берега, острова, леса и города:)
3. Ставим банку в такое место, где будет небольшая разница с температурой в комнате – например, на балкон. Или на солнышко у окна (это и есть влияние внешних космических факторов на систему). И наблюдаем за образованием конденсата.
Ребенку объясняем, что вода океанов, морей и рек точно так же испаряется, поднимается в виде пара вверх, где охлаждается в верхних слоях атмосферы, конденсируется в облаках и снова выпадает  дождем на землю. 
круговорот воды в природе: эксперимент для детей
Круговорот воды в банке
Эксперимент можно усложнить: 
Пусть ребенок черточкой отметит уровень воды в банке и подождет несколько дней, проверяя, изменился ли он.
А потом пусть банку откроет и тоже наблюдает за уровнем воды несколько дней. Как он объяснит увиденное?
И как сможет объяснить, почему у нас на Земле вся вода еще не высохла и не испарилась?
Хороший повод поговорить с детьми об открытых и закрытых системах. Не только в экологии и биологии, но и в математике, и физике, и химии. 
Это, кстати, подготовит ребенка  к кажущимся парадоксам физических и химических опытов – когда, казалось бы, все сделали как описывалось в инструкции, а результат не получился. Детей это страшно расстраивает. А надо всего лишь указать на “лишние” факторы, которые “из вне” системы повлияли на ход опыта. И научиться такие факторы замечать, исключать или как-то учитывать.
А еще поиграйте в задачки – элементы ТРИЗ: “части и целое”, но на более сложном уровне, чем для совсем малышей. 
Частью какой системы является, например, море? А само оно система для чего? 
Найдите как можно больше примеров таких систем-матрешек. Или постарайтесь составить длинную цепочку систем, начав с какой-нибудь мелочи. Да хоть с муравья! 🙂 Муравей – очень сложная биологическая система, со всеми своими органами, реакциями и жизнедеятельностью. Но он является частью еще более сложной системы муравейника. А муравейник, в свою очередь, является частью системы леса. И т.д. Вплоть до Вселенной:)
Отправляю этот опыт в “Детскую галерею
А другие опыты и эксперименты для детей вы можете найти на страничке “Клуб почемучек” или скачать в виде бесплатных электронных книг “”Опыты и игры с магнитами” и “Опыты и игры со льдом