| | | | |

Как растения пьют? Опыты с растениями.

Немного мы с Катей отвлеклись от наших опытов с растениями, а ведь впереди у нас ужасно интересный вопрос: как растения пьют воду? Даже малыши знают это выражение. Но что значит “пьют”? Ведь у цветов и деревьев нет рта? Мне Катя сказала, что вместо рта у них корни. Это правильно. Но как вода всасывается корнем? Как поднимается по стволам и стеблям? Ведь она вверх сама собой не потечет? Нужен какой-то насос, как в водопроводе, чтобы закачать воду на верхние этажи. Ответом на все эти вопросы будет загадочное слово “осмос”. Что это такое мы сейчас узнаем на опыте.
опыты по ботанике для детей

ОПЫТ 1. Наблюдаем осмос

Если срезать кончики у травинок травинки и тут же траву полить – мы увидим, как на месте среза появятся капельки воды. Это вода проходит от корней по стеблю вверх. 
Если мы возьмем веточку цветущего дерева или какой-нибудь цветок белого цвета и поставим его в подкрашенную воду, то через некоторое время в прожилках лепестков мы увидим краску: цветная вода всосалась растением. Это и будет результат осмоса.
опыты по ботанике для детей - осмос
Так что же такое осмос? 
Осмос – это явление одностороннего проникновения растворителя (в данном случае, воды) через полунипроницаемую мембрану (пленку, которой в случае с растениями являются клеточные оболочки) в сторону раствора (у нас раствор – это соки растения, в которых растворены соли и сахара).
Сложно? Нет! Для этого надо только понять, что такое концентрация раствора. Например, в чае мы растворяем сахар. Чай – это растворитель, сладкий чай – это получившийся раствор. Если мы положили мало сахара – раствор будет слабый, не насыщенный. А если много, то раствор сахара называют насыщенным, концентрированным.
Так вот, осмос действует в ту сторону, где большая концентрация вещества. Чистая вода (без солей и сахаров) проникает в клетки растения, потому что в них находится более концентрированный раствор солей и сахаров.  
А может быть наоборот, чтобы сок из растения стал выходить наружу? Может!
ОПЫТ 2. Осмос “наоборот”
Сделаем салат из морковки. Сначала потрем ее на терке. А потом половину морковки посыпим сахаром, а вторую половину оставим просто так. Через минут 10-20 станет хорошо видно, что обычная морковка начинает сохнуть, а посыпанная сахаром “пустила сок”. Это благодаря осмосу жидкость из морковки, в которой было мало сахаров, вышла через клетки наружу – в ту сторону, где сахаров много.
опыты по ботанике для детей - осмос

опыты, демонстрирующие осмос
ОПЫТ 3. Концентрация растворов.
Повторим всем известный опыт с кубиками картошки. Один положим в простую пресную воду. Второй – в чуть подсоленную воду. Третий – в сильно соленую воду (он даже не захочет тонуть, потому что его плотность получается меньше плотности воды). И подождем несколько часов. А потом проверим, что станет с кусочками картошки?
опыты с растениями для детей

опыты с растениями для детей

1-ый кусок: разбух (ведь концентрация соли в нем выше, чем в простой воде – вот она и прошла в его клетки)
2-ой кусок: остался как есть (ведь чуть подсоленная вода имеет концентрацию солей почти такую же, как и сама картошка)
3-ий кусок: утонул и втянулся внутрь (сильно соленый раствор соли в воде “вытянул” сок из картошки)

опыты с растениями для детей
Вот так растения и “пьют воду” – благодаря осмосу она проникает в их клетки. Осмотическое давление распрямляет стебель и позволяет растению двигаться. Посмотрите, как быстро увядшее растение впитывает воду и снова становится упругим. Вода как бы “распирает” клетки изнутри и ветки распрямляются, а листья расправляются.
опыты с растениями для детей