| | | | |

Опыты с растениями. Солнце – это жизнь!

Продолжаю рассказывать о наших опытах и экспериментах с растениями. В прошлый раз мы говорили о том, как и где растения накапливают запасы питательных веществ. А сегодня  я покажу, как мы изучали влияние солнечного света на жизнь растений. 
У нас в лэпбуке “Мой сад” было такое задание – назвать факторы, необходимые для жизни растений. Катя их назвала правильно, но вот внятно объяснить, зачем же растению свет, не смогла. Хотя мы и изучали это в прошлом году. Но как говорится, повторение – мать учения 🙂 И мы снова начали все с самого начала. А помогли нам в этом простые опыты, которые может провести любой малыш.
опыты и эксперименты с растениями для детей

Опыт 1. Как луковица реагирует на свет.
Провести этот опыт нам помог случай: у меня на балконе всю зиму ждала своего часа луковица гиацинта. Лежала она в закрытом шкафчике, в полной темноте и сухости, и я и думать о ней забыла. А когда делала весеннюю уборку, то обнаружила, что она дала росток. Но что это был за росток? Сам на себя не похож – совершенно желтый!
Когда же мы с Катей посадили бедненькую луковицу в землю и поставили ее на яркое весеннее солнце, то уже на следующий день росток стал насыщенно зеленым, а луковица стала стремительно прорастать и даже дала цветочный бутон. Вот сколько сил у нее появилось на солнышке!
Растения и свет - опыты
Что же произошло с ростком под действием света? 
В нем стал вырабатываться хлорофилл – пигмент, придающий зеленую окраску растениям. Именно при его участии в тканях растений из углекислого газа и воды под действием света вырабатываются полезные вещества. Этот процесс называется фотосинтезом. Если сказать совсем упрощенно, то растение с помощью хлорофилла “кушает” 🙂 Если нет солнечного света, то нет хлорофилла, и тогда растение будет “голодное” и “бледное”. В конце-концов, оно “заболеет” и погибнет.
Теперь Катя знает, для чего растениям нужен солнечный свет 🙂
Опыт 2. Растения, выращенные в темноте и на свету.
Чтобы увидеть, как сильно не хватает нужных веществ растениям, растущим в темноте, мы провели еще один простой опыт. 
Посадили в две одинаковые банки две одинаковые семечки подсолнуха. Только одну банку оставили на подоконнике, а вторую поставили в шкаф.
Через несколько дней разница между ними стала разительной – подсолнушек, растущий на свету, был крепеньким и ярко-зеленым. Посмотрите, он явно всем доволен:)
А вот подсолнушек из шкафа неестественно вытянулся так, что уже не мог стоять без опоры, и выглядел бледным и хилым. Ему было очевидно плохо.
Выращиваем растение в темноте - опыт для детей по теме "растения"
После этого опыт пришлось прервать, так как Катя наотрез отказалась “мучить растение” и перестала рыдать только после того, как я ей пообещала, что мы несчастный росточек поставим на окно, и он “выздоровеет” 🙂
Опыт 3. Движение к свету.
Из-за того, что растениям жизненно необходим солнечный свет, они научились его искать и к нему двигаться. Это движение к свету по научному называется фототропизм (фото – свет, тропос – поворот). 
Чтобы его пронаблюдать, мы с вечера поставили росточки Катиного душистого горошка в середине комнаты. На следующее утро было очень заметно, что они изменили свое положение почти на горизонтальное – так тянулись к окну.
А после того, как мы вынесли их на светлый балкон, ростки буквально за час снова приняли практически вертикальное положение.
Вот уж мы не ожидали такой “прыткости” от медленного растения!
Занятие для детей на тему растения
После этого Катя научилась находить проявления фототропизма везде – на наших комнатных цветах, которые наклонены в сторону окон. На деревьях во дворе, которые растут под углом, пытаясь “выйти” из тени дома. На расположении ветвей деревьев и листьев у растений – которые все делают для того, чтобы не закрывать друг другу свет.
Вспомнили мы и наши прошлогодние опыты с подсолнухами, которые делали для журнала “Моя мама – Василиса“. У этих растений, вообще, есть особый вид фототропизма – гелиотропизм: бутоны подсолнечника поворачивают свои головки вслед за солнцем в течении световых суток.
Все эти примеры демонстрируют положительный фототропизм – тягу растения к свету. Но бывает еще и отрицательный фототропизм – рост растения от света. Он встречается у тенелюбивых растений и у корней растений. Мы сейчас как раз проводим один опыт с ним. Если получится – покажем 🙂
Вот так мы изучали тему “Растения и свет”.
А в блоге вы найдете еще много интересного для детей по ботанике.

Опыты с  растениями:
Другие занятия для детей по ботанике здесь:
Мини-книжечка про строение цветка для детей. Скачать

Марафон “Травяные уроки”. 8 занятий для детей о цветах и травах
Лэпбук “Листья”: все о листьях для детей!