Ребенок дальтоник. Что делать?

Этот пост родился в ответ на вопрос одной моей читательницы, которая очень встревожилась, когда обнаружила, что ее маленький сын – дальтоник. А так как она знала, что мой сын тоже дальтоник, она обратилась за советом ко мне. Как облегчить ребенку жизнь? Как избежать комплексов и психологических проблем? Насколько трудно такому человеку жить в обществе? Думаю, что мой ответ мамы, которая уже 14 лет растит ребенка-дальтоника, да еще и с художественными способностями, будет интересен не только ей. Поэтому я и решила опубликовать свой ответ в блоге.
Кого вы тут видите?
Во-первых, хочу сразу успокоить встревоженных родителей. Дальтонизм – это совсем не страшно. Это не болезнь в обыденном смысле слова, не инвалидность, не неразрешимая проблема. Поэтому волноваться чрезмерно не стоит. Конечно, обнаружить такое у своего малыша – достаточно неприятно. Но мы не властны что-то изменить. Ведь это чисто генетическое отклонение, и повлиять на него можно только методами генной инженерии. Поэтому надо принимать ситуацию такой, как она есть. В конце-концов, на свете существует столько бед и болезней, что дальтонизм  – это сущая ерунда! 
Единственное, что мы как родители можем сделать, это  смягчить некоторые острые углы взаимодействия ребенка-дальтоника и окружающего мира. Вот о том, как это сделать, я и хочу рассказать.

Что такое дальтонизм? 

Коротко расскажу, что такое дальтонизм. Дальтонизм – цветовая слепота, выражающаяся в неспособности воспринимать цвета. Степень дальтонизма бывает разная: от полного восприятия мира в черно-белом цвете до незначительной путаницы некоторых оттенков. В основном дальтоники делятся на три вида со сложными названиями, которые можно посмотреть хоть в Википедии, например 🙂 Самые распространенные случаи – когда в той или иной степени люди путают красные и зеленые оттенки. Например, мой Витя не отличает почти все оттенки оранжевого и зеленого, и (в меньшей степени) путает розовый и серый.
Дальтонизм – наследственный дефект генов, носителями которого являются женщины, а проявляется он, в основном, у мужского потомства. Женщины тоже бывают дальтониками. Но их насчитывают 0,4 %, тогда как среди мужчин дальтоников 8 % Т.е. примерно каждый двенадцатый встреченный вами мужчина – дальтоник. Удивительно, правда? Ведь мы не замечаем их столько вокруг. Например, левшей среди людей около 10-17%. Мы их видим постоянно – среди знакомых, певцов, актеров кино и телевидения, политических деятелей. А вот дальтоников почти совсем не знаем. А ведь их тоже много!  
Кроме того, о проблемах левшей мы знаем многое – даже те из нас, у кого в семье все правши. Хотя бы уже одно то, что теперь в продаже есть специальные ножницы для левшей, ручки для левшей и т.п. говорит о том, что общество признает и занимается этими проблемами. А как бы облегчил жизнь ребенку-дальтонику набор карандашей и фломастеров с написанными на них названиями цветов! Сделать это проще простого, но коммерческие организации почему-то не заинтересованы в таком виде услуг. Поэтому приходится нам самим брать маркер и все надписывать 🙂
Как можно узнать, дальтоник ли ребенок?
Множество людей доживают до взрослых лет, так и не узнав, что они дальтоники 🙂 Даже сам Джон Дальтон, английский ученый-самоучка, который впервые описал это явление, обнаружил, что он не различает цвета в возрасте 26 лет. 
Д. Дальтон
Дело в том, что объективных способов узнать, как именно человек видит цвета, не существует. Цвет – это восприятие определенной длины волны нейронами нашей зрительной системы и головного мозга.  А уж как мозг потом это длину волны у каждого конкретного человека в голове “показывает”, нам узнать не дано. Но большинство людей все-таки похоже воспринимают цвета. Те же, кто воспринимает иначе, с раннего детства привыкают говорить так, как все. Ребенок уже около года заучивает, что “небо – синее”, “травка – зеленая”. Например, когда моему сыну показывают травинку, на самом деле он не видит, оранжевая она или зеленая, но на вопрос о ее цвете ответит: “зеленая”, потому, что запомнил, что это именно так.
Поэтому существуют специальные тесты (например, таблицы Ишихары), подобранные так, чтобы определить, какие цвета видит человек (а не то, как он их называет). Например, на этом рисунке кружками одного цвета сделан фон, а второго – цифры. Если вы не видите числа и вам кажется, что это просто рябь – то вы дальтоник. Чтобы выявить, какой именно у вас тип дальтонизма, надо пройти тест из нескольких таких рисунков. Это обязательно, например, для летчиков и водителей.
Видите ли вы тут какое-нибудь число?
Но если ребенок совсем маленький, а вы даже еще не думали ни про какие тесты, что должно вас насторожить?
Во-первых, наличие в роду дальтоников. Если у вас, как у меня, папа был дальтоником, то вы, возможно, передадите этот “ген дальтонизма” сыну.
Во-вторых, упорное нежелание (или неспособность) ребенка выучить цвета. Впервые я подумала, что тут что-то не так, когда мой Витя, который в год с хвостиком знал уже многие буквы и складывал числа, все никак не мог показать, где какого цвета кубик. По Вите было видно, что этот вопрос ставит его в тяжелое положение и он просто пытается отгадать, тыкая во все кубики поочередно. Сначала я подумала, что я просто мало уделяла внимание занятиям с цветами. Но и после разных игр и занятий дело не улучшилось. А когда я заметила, как Витя ищет свою ядовито-оранжевую пластиковую стрелу на зеленой траве, проходя прямо по ней, меня осенило: “Да он же просто не различает цвета!”. После этого я включила тесты на компьютере, и моя догадка подтвердилась: Витя дальтоник.
Когда Витя в свои 5 лет рисовал этого робота, он думал, что весь рисунок он сделал зеленым цветом.
Для большинства из нас очевидно, что это не так.
Что делать, если ребенок-дальтоник?
Ничего особенного. Живите как жили, играйте, как играли. Главная задача мамы дальтоника – не выработать у него комплекс неполноценности. Не надо жалеть малыша, не надо давать почувствовать, что он особенный (но и не надо над ним смеяться, подшучивать или еще как-то задевать его самолюбие). Просто потихоньку приучайте его жить в мире, где большинство видит окружающее немного по-другому.
Мягко поправляйте ребенка, если он перепутал цвет. Без комментариев – назвали правильный и продолжили свои дела. Полные дальтоники встречаются очень редко. Обычно ребенок видит  различия в оттенках, видит насыщенность цвета и яркость. Поэтому через некоторое время малыш научится очень похоже “угадывать” цвета по косвенным признакам. Помогите ему в этом, только не будьте назойливыми – кого угодно начнет раздражать, если его будут поправлять каждые пять минут.
Обеспечьте ребенку цветовой комфорт дома.  Покупая малышу одежду, другие личные вещи, спросите его, точно ли он видит, какой это цвет. Не спутает ли он свои носочки с носочками сестры? Не наденет ли кепку друга? Если надо – нашейте или приклейте какие-то метки, картинки. Чтобы малыш однозначно находил свою вещь и ему не приходилось гадать – она это или нет. 
Это же касается любых игр и игрушек. В обычной бытовой жизни цвета для нас не так важны (разве что сигналы светофора), но вот в играх, где есть цветовая кодировка, умение правильно отличить цвет выходит на первый план. Поэтому убедитесь, что ребенок отличает все цвета в фишках, карточках и других элементах игры перед тем, как купить ее. Обычно разные фирмы предлагают немного разные оттенки, и ту мозаику, детали которой не различает малыш в одном наборе, он будет различать в другом.
Обеспечьте цветовой комфорт вне дома. Это опять касается личных вещей – чтобы малыш их мог найти среди других не только по цвету, но и еще по какому-то понятному и очевидному признаку. Если же цвета важны – смело подписывайте их. Прямо маркером для компакт-дисков пишите на цветных карандашах их цвет. Возможно, на всех и не понадобится – нам было достаточно подписать красный, зеленый, коричневый, оранжевый. Сделайте наклейки с названиями цветов на баночках с красками, на ячейках коробки пластилина, на листах цветной бумаги и картона. Совсем малышам можно рисовать какие-то значки – например, зеленый цвет обозначить листочком, оранжевый – кружком-апельсином и т.п.
Вот так сейчас Витя подписывает свои краски
Предупредите значимых для ребенка взрослых о его особенности. Чтобы родственники, родители друзей, воспитатели, няни, учителя не терялись в догадках, сразу скажите им, что ребенок плохо различает цвета, что он – дальтоник. И тогда вы избавите малыша от лишних проблем и просьб назвать-показать-принести то, чего он не может. Попросите воспитательницу в детском саду или учительницу в школе специально не задавать ребенку заданий с цветами, но и не освобождать его от таких заданий. Просто ей нужно не удивляться, если верблюд на картинке про Африку будет зеленым (как было у нас). 
Попросите шкафчик в детском саду, значок для полотенца и т.п. дать ребенку того цвета, который он хорошо отличает (например, у нас это любые оттенки синего).
Научите ребенка просить помощи у других людей. Если малыш не может сам справится с определением цвета, он всегда может попросить тех кто рядом, помочь ему. Научите его не бояться спросить соседа по столику “Какой это карандаш?”. Научите отвечать взрослым, которые не зная о его дальтонизме что-то хотят от него: “Я дальтоник и не вижу, какой это цвет”. Научите его не стесняться своей особенности, а относится к ней как к части своей индивидуальности. Мишка пишет левой рукой, я не отличаю оранжевый от зеленого, а Васька не складывает 2+2. Вот такие мы все разные!
Какие проблемы для ребенка может создать дальтонизм?
Часто родители тревожатся, не станет ли дальтонизм причиной насмешек других детей? Из моих наблюдений разных детских коллективов могу сказать, что вряд ли. 
Малышам вообще все равно, видит ли их друг цвета или нет. Они это в большинстве случаев не понимают, даже если им объяснять – дошкольникам трудно осознать, что кто-то может быть не таким как они. 
А у более старших детей и взрослых дальтонизм как явление вызывает краткосрочное удивление, просьбы сказать: “Какой это цвет? А это? А это?” После чего интерес к вопросу теряется  – и все. Я специально спросила сына, не дразнил ли кто нибудь когда нибудь его из-за дальтонизма? Он сказал, что ни разу в жизни 🙂 
Обеспечение безопасности. Теоретически, перепутав цвет сигнала светофора, цвет надписи или окраску ягоды или гриба, можно попасть в опасную ситуацию. Поэтому научите ребенка постоянно помнить о дальтонизме и не полагаться на свое чувство цвета. Нужно просто не рисковать и ориентироваться по ситуации – хотя бы спросить кого-то из окружающих. Но практически я пока даже не представляю, где Витя может столкнутся с проблемой безопасности. Разве что светофор, но тут достаточно посмотреть, есть ли машины или нет 🙂 
Светофор для дальтоников отличается не только цветом огней, но и их формой. Это разработка
корейский дизайнеров. Как бы все упростилось, если бы ее воплотили в жизнь!
(фото с сайта https://autokadabra.ru)
Невозможность получить права на машину. В наше время это серьезная проблема. В России с 2012 года ввели полный запрет выдавать права дальтоникам с любой степенью заболевания. До того выдавали права только категории А и В, и только для личного автотранспорта без права предоставления коммерческих услуг. А вот в Европе и сейчас выдают права дальтоникам везде, кроме Румынии. Так что остается надеяться, что этот закон рано или поздно будет пересмотрен. Или станут доступными специальные цветокорректирующие линзы для водителей, которые используют, например, водители-дальтоники в Германии. Поживем – увидим.
Невозможность заниматься некоторыми профессиями. Водитель, летчик, врач –  от того, как они видят цвета, может зависеть жизнь людей. Поэтому дальтоникам вход в эти профессии закрыт – они элементарно не пройдут медкомиссии. В меньшей степени запрет на профессию касается художников и дизайнеров. Но, хотя ты и можешь рисовать пейзаж таким цветом, как нравится тебе, и от этого никто не пострадает, все-таки работать в смысле “выполнять требования заказчика” в этом случае практически невозможно. То есть, для души дальтоник может заниматься художественными профессиями сколько угодно, но профессионалом он вряд ли станет. 
А жаль – ведь у моего Вити есть художественные способности, и ему бы очень хотелось, чтобы его профессия была связана с рисованием. Сейчас он учится в третьем, предпоследнем классе художественной школы, и нам пора определяться, идет ли он в художественное училище или нет. Кстати, учеба в художественной школе проблем не вызывает. Хотя Витя по понятным причинам совсем не любит рисовать красками (это уроки живописи и композиции), зато он очень любит графику, рисунок и лепку. Преподавательница даже как-то спросила: “А кто вам сказал, что он дальтоник? Он прекрасно видит оттенки!” Но мне-то лучше знать 😉 Ведь это я подписывала ему краски, и это я недавно просила его перекрасить картину, на которой Витя нарисовал девочек с совершенно зеленой кожей, думая, что это у него получился телесный бежевый цвет 🙂 
С другой стороны, дальтонизм не ставит крест на этих профессиях. Например, среди знаменитых художников есть дальтоники: Шарль Мерион, поздний Репин и поздний Саврасов, предположительно Ван Гог и Врубель. А еще – все мы знаем великолепного иллюстратора детских книжек Виктора Чижикова. А ведь он тоже дальтоник, ему жена подписывала на красках цвета!
“Аля, Кляксич и буква А”. Иллюстратор В.Чижиков
Вывод из всей этой моей длинной статьи такой. Хотя дальтонизм и добавляет в жизнь ребенка и его родителей некоторые проблемы, но ничего смертельного в этом нет. У каждого малыша свои особенности. Каждый ребенок требует индивидуального подхода. И дальтонизм – это просто еще один пункт из длинного списка “неидеальностей” нашей жизни. С ним можно жить вполне счастливо, практически не испытывая неудобств. 
Желаю всем деткам дальтоникам и их родственникам всего самого хорошего! Пусть дальтонизм будет единственной проблемой, с которой вы столкнетесь на жизненном пути!