|

Рассказ о “Звуковой охоте” в Сибири от Силкиной Елены

конкурс
Этот рассказ на конкурс “Зимняя звуковая охота” был прислан мне на почту  учителем-логопедом  МКДОУ “Детский сад комбинированного вида № 3 “Солнышко” р.п. Куйтун в Иркутской области Силкиной Еленой Николаевной. 
За зимними звуками “охотились” дети вместе с родителями и педагоги логопедической группы. Большое им спасибо за интересные истории и рисунки, которыми они поделились с нами и позволили нам хоть одним глазком взглянуть на сибирскую зиму!  
Итак, вот их рассказ:
1. Почему скрипит снег?
Как-то утром вышли мы с внучкой Алиной на улицу. Снег лежал пышным белым ковром и сверкал на солнышке. Мы пошли по снежному ковру. “Почему так скрипит снег: скрип, скрип?”, – спросила внучка. А ей ответила: “Возьми снег и рассмотри его”. “Какие красивые снежинки, как будто их кто-то вырезал”, – говорит Алина. И добавила: “Значит снег – это много, много красивых снежинок”. “Правильно. Когда мы с тобой идём по снегу, эти снежинки ломаются под ногами”, – сказала я. “Бабушка, я поняла, почему скрипит снег, – сказала Алина, – это ломаются снежинки”.
Этот рассказ составлен воспитателем логопедической
группы Васильевой Аллой Петровной и её внучкой Алиной.
А Кристина (5 лет) с бабушкой вот такие снежинки увидели на перилах своего крыльца. И чтобы надолго сохранить воспоминания об этой красоте связали кружевные снежинки. Кристина сказала Алле Петровне: “Эти снежинки не сломаются! Они будут у нас даже летом!”

Кристина со своими снежинками
2. “Громкий звук шагов в сильный мороз”.
Ранним зимним утром иду я на работу. Слышу, как звук моих шагов громко отдаётся эхом. Как- будто, кто-то за мной вслед шагает. Я даже оглянулась. Но никого не было рядом. Иду дальше – опять громкие шаги сзади. Я опять оглянулась – никого. И тогда я догадалась – это Дедушка Мороз топает ногою только треск идёт. Придя в детский сад, я рассказала об этом детям. Они очень удивились и решили, что когда пойдут на прогулку, то обязательно послушают шаги Деда Мороза.
Но когда они пошли гулять, солнце уже взошло, мороз ослабел, и шагов Мороза никто не услышал. “Наверное, Дедушка Мороз от лучей солнышка свою силу потерял, не может уже громко топать”, – сказала Катя. Дети очень расстроились. Но зато на следующее утро, когда я пришла на работу, все дети мне радостно по очереди сообщали, что когда они рано утром шли в детский сад, то слышали громкие шаги Мороза. Когда они старались громче топнуть, то и Мороз топал громче, только треск шёл. Вот так мы услышали приближение Деда Мороза и Нового года.
Этот рассказ составлен учителем-логопедом Силкиной Еленой Николаевной
совместно с детьми логопедической группы детского сада “Солнышко”
Стихотворение С. Дрожжина все дети выучили с удовольствием.
Улицей гуляет
Дедушка Мороз,
Иней рассыпает
По ветвям берёз;
Ходит, бородою
Белою трясёт,
Топает ногою,
Только треск идёт.










3. Звуки в морозный день.
Однажды мы с мамой шли домой из садика. Было очень холодно, и от мороза было слышно, как трещали провода на столбах, вот так: “Тырр, тырр”. А ещё они звенели вот так: “З-з-з”. Когда мы пришли домой, то сразу затопили печку, разожгли в ней жаркий огонь. Печка гудела: “У-у-у”, а дрова в печи трещали: “Тырр, тырр” и щёлкали: “Щёлк, щёлк”. А мы сидели на кухне, пили чай и грелись возле печи. 
Этот рассказ составил Вова Былков вместе со своей мамой.
А ещё Вова нарисовал рисунок к своему рассказу.
Рисунок Вовы Былкова

4. Ручеёк зимой.
Женя Кравченко вместе со своими дедушкой и бабушкой ездил на зимнюю рыбалку. Из проруби, которую прорубил дедушка, Женя услышал журчание воды в реке, плеск рыбы в воде и сказал: “Журчит, как ручеёк”. Вспоминая об этом радостном событии, Женя с бабушкой сочинили и нарисовали вот такую историю:
“Ручейку нравится играть с лесными жителями.
И летом, и даже зимой журчать и смеяться с ними”.
Рисунок Жени Кравченко

5. Вой метели.
“Вечер зимой наступает рано. За окном темно. И вот в один из таких вечеров нам удалось с детьми услышать вой метели. Метель на улице была сильная: ветер выл, провода гудели, снег стучал в окно. Дети даже притихли и присели в уголке отдыха на диванчике. Я заметила, что они испугались, так как друг другу удивлённо показывали, как ветер воет: “У-у-у!”. Присела я с ними рядом, и спросила, знают ли они, почему воет ветер. Дети стали говорить: “Потому что деревья качаются”, “Потому что метель”, “Зимой всегда ветер воет”. Я рассказала детям, как получается ветер: “Если скорость ветра высока, то воздух с силой давит на препятствия, потоки ветра об них рассекаются, создаются вихри, которые заставляют провода или ветки деревьев мелко-мелко дрожать. И мы слышим свист”.
 “Есть ли работа у ветра?”, – спросила я. Ребята вспомнили, как летом мы запускали воздушного змея в детском саду. Им ветер помогал. Вспомнили, как воспитатель Алла Петровна рассказывала им о мельнице. А потом мы выучили стихотворение М. Дружининой: 
Ветер воет: “У-у-у-у!
Скучно одному-у-у!”
Веселее, ветер, вей
И найдёшь себе друзей!  
 Катя Яковец 
Через несколько дней Катя Яковец принесла в детский сад симпатичного снеговика, которого связала её мама. Катя сказала, что теперь снеговик будет слушать песни метели, и ветру не будет скучно. Они с мамой выучили стихотворение: 
Снег по улице метёт,
Метель песенки поёт,
Детвора кричит “ура!”.
Снеговик среди двора:
Вместо шляпы – старый таз,
Угольки на месте глаз.
Из морковки – красный нос,
Будто выкрасил мороз.
Ох, красив снеговичок –
Славный снежный мужичок!
( В. Романенко)
Вой метели вместе с детьми слушала воспитатель
логопедической группы Белоножко Вера Георгиевна. 
6. Звуки воды зимой услышали Маргарита Колсанова с мамой.
Маргарита придумала рассказ, а мама записала его: “Мы с мамой решили накормить свою собачку Ульму. Она весело лает вот так: гав, гав, гав. Мы пошли к будке, а снег под ногами шелестел вот так: шик-шик-шик. Мы хотели забрать у собачки миску с уже замёрзшей от холода едой, которую Ульма не доела. Но миска прилипла к снегу, и мы её отрывали, а снег: хык-хык-хык. Я спросила у мамы “Почему миска прилипла к снегу?”. Мама говорит: “Потому что снег – это замёрзшая в виде снежинок вода”. Я там ещё увидела лёд. Он такой холодный был! Я постучала по льду вот так: тук-тук-тук. Мы принесли миску домой, и поставили на теплую печку. Снег и лёд на миске быстро растаяли, и получилась вода. Вода шумела вот так: ш-ш-ш. А потом вода исчезла. Где же вода? Мама сказала: “Водичка от жара превратилась в пар и улетела в воздух. Мы её просто так уже не сможем увидеть”. Мы отнесли миску с кормом Ульме. Она такая голодная! Всё съела” Мама добавила: “Так Маргарита узнала, что водичка может быть в виде снега, который шелестит вот так: шик-шик-шик, а ещё скрипит вот так: хык, хык, хык; в виде льда, по которому можно постучать вот так: тук-тук-тук; а ещё водичка может превратиться в пар со звуком: ш-ш-ш. Вода зимой тоже имеет свои звуки!”
7. Звук капели во время оттепели.
Маша Силкина
“Зима в этом году аномальная для Сибири. В декабре была такая оттепель, что мы услышали капель. “На крышах висят сосульки!”,- радостно кричали дети. И даже мои малоразговорчивые мальчишки с тяжёлым нарушением речи то и дело повторяли: “Кап-кап-кап!”. Дети считали сосульки, ловили капли руками, лепили снеговиков, птицы щебетали громко, словно весной. Такого не было никогда в декабре. Казалось, что попали в сказку “Двенадцать месяцев”, и зимой наступила весна. Но лето не пришло вслед за весной, а опять наступила зима, настоящая, с морозами и метелями. На память осталась фотография моей дочери Машеньки со снеговиком, которого она слепила в декабре”. 
Этот рассказ составлен учителем-логопедом
Силкиной Еленой Николаевной



Вот как интересно позанимались и понаблюдали за природой дети. И рассказали нам, какая бывает зама у них, в далеком поселке Куйтун Иркутской области. А как звучит зима у вас, в вашем родном городе или поселке? Остался последний месяц зимы – торопитесь поохотится на звуки!
Напоминаю, что розыгрыш призов конкурсаЗвуковая охотасреди всех участников, приславших свои рассказы на конкурс, состоится 1 марта. Жду ваших работ!