| | | | |

Осенние прогулки: тематическое занятие “Краски осени”

Следующая статья про то, как мы разнообразим осенние прогулки будет о том, как на улице можно провести развивающее тематическое занятие по развитию речи и изучению цветов.
В этот раз, собираясь гулять, мы провели небольшую домашнюю подготовку. Для начала я рассказала Кате (она успела подзабыть его с прошлой осени) отрывок из стихотворения Пушкина “Осень”, всем известное, но от этого не менее прекрасное:

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Малышу понять это стихотворение совсем не просто. Знает ли он, что такое “очей очарованье”, “багрец”, “сень леса”, “мгла”? Знает ли он, что такое метафоры? Найдет ли их в тексте? Найдет ли примеры олицетворения? Поговорив обо всем этом, я предложила Кате подобрать свои собственные определения для цветов, которые мы можем видеть в природе осенью. Как много сможет она назвать оттенков осенних красок? Без наводящих вопросов тут не обошлось, но она вспомнила достаточно много определений цвета: “Алый, бордовый, красный, вишневый, оранжевый, рыжий, апельсиновый, желтый, лимонный, салатовый…” Этот ряд можно продолжать еще и еще.  Я попросила Катю составить свой рассказ об осени. Что в ней есть красивого и приятного? Что нравится, а что не нравится.
Дальше я предложила Кате пойти гулять и попробовать найти все краски осени в нашем дворе. Для этого мы сделали сортер, в который и решили собирать наши находки.
сортер для изучения цветов
Цветовой сортер “Краски осени”

Эту идею я уже давно приметила в интернете, ее не использовал только ленивый 😉 но я только сейчас собралась ее реализовать.

Делается такой сортер элементарно.
Берется картонный лоток для яиц и каждая ячейка раскрашивается своим цветом. А потом все собранные материалы помещаются в ячейку нужного цвета.
занятие для осенней прогулки
Сортер делается из раскрашенного лотка для яиц
Этот сортер можно предлагать даже малышам, которые только-только начинают изучать цвета. Только тогда краски, используемые для него, нужно подбирать более простые. В него можно собирать игрушки, частички мозаики, пуговички и т.д.
Для более старших детей можно сделать сортер тематическим: морским, летним (эту идею мы реализовали позже в наших творческих играх с лепестками цветов), только для цветов, только для плодов, насекомых и т.д. Можно выбрать ограниченную палитру цветов.
Именно так мы и поступили. Наш сортер мы назвали “Краски осени” и решили собирать в него только природные материалы. Я попросила Катю использовать краски, которые мы можем встретить осенью. Оттенки желтого, оранжевого, красного, зеленого и коричневого.  Для этого мы достали все наборы акварели и гуаши (которых в доме у нас штук десять), ведь оттенки красок в разных наборах немного отличаются. Катю очень увлек подбор подходящих красок и подыскивание соответствующих названий к ним.
Тематическое занятие "Краски осени"
Катя в процессе работы
А когда сортер был готов (и даже еще не совсем просох), мы пошли с ним на улицу. И началась активная фаза занятия – Катя с увлечением ходила по двору и искала объекты подходящего цвета. Это оказалось совсем не просто. Больше всего затруднений вызвал у нее коричневый цвет, который под солнышком оказался неестественно фиолетового оттенка. Поэтому с большим трудом мы сумели подобрать для него подходящие палочки. С остальными заданиями Катя справилась самостоятельно.
Развивающее занятие "Осень"
Заполнение сртера во время прогулки
К сожалению, в этот день не гулял никто из наших друзей, и Катя играла в сортер одна. Но мы обязательно еще раз вынесем его на улицу – ведь если в игре будет участвовать несколько человек, то к развивающему моменту добавиться еще и азарт соревнования: кто больше и точнее заполнит все ячейки. А вместе играть гораздо интереснее, не так ли?
Друге наши осенние прогулки можно посмотреть здесь:
“Звуковая охота” осенью