| | |

Упражнения для языка

Продолжаю делиться накопившемся опытом развивающих игр для малышей до 3х лет. Другие статьи можно посмотреть тут: “Игры на развитие внимания и памяти“, “Пальчиковые игры“, ” Развивающие игры с бытовыми предметами“.
А сейчас я хочу рассказать об играх и упражнениях для язычка, которые помогут малышу быстрее и чище говорить.

Основы правильной, четкой и грамотной речи малыша закладываются еще во младенчестве. Хотя ребенок еще не умеет говорить, но он слушает речь окружающих, и в первую очередь, мамы. Поэтому я старалась как можно больше разговаривать с детьми, когда они были еще совсем младенцами и не могли меня понимать, стараясь избегать исковерканных, сюсюкающих слов. Когда дети подрастали и уже готовились заговорить, я старалась строить фразы, побуждающие к ответу: “Что мы сейчас будем есть?”. И сама же, сделав паузу, отвечала : “Кашку”. Пусть малыш еще не мог сказать, но внутри него созревали нужные слова.
Когда дети уже могли сказать несколько слогов, я старалась как можно чаще провоцировать их на это. Задавала вопросы: “Как говорит собачка?”, “Как зовут братика?” и т.п. Читала стихотворения, останавливаясь на последнем слове – чтобы деть возможность продолжить предложение. Труднее всего было преодолеть соблазн предугадать, что хочет сказать ребенок и подсказать ему нужное слово. Ведь правильнее подождать, пока он сам это скажет. Я повторяла эхом слова малыша, “переводя” их на правильный язык. Например, Катя просила: “Дяй мя!”, и я протягивала ей мячь со словами :”Дать мяч?”. И со временем детская речь становилась все богаче и чище.
Логопеды считают, что не последнюю роль в этом играет готовность мышц языка к произнесению тех или иных звуков. Чтобы укрепить мышцы, участвующие в речевой деятельности, советуют делать специальные упражнения для языка по 5 минут 5-7 раз в день. Такую зарядку лучше проводить в игровой форме.
Из нашего опыта. Оба ребенка у меня заговорили рано – первые слова к 10 месяцам. А в 2 года уже строили предложения. С Витей я никакими зарядками для языка не занималась. Он говорил очень невнятно, хотя к четырем годам это прошло. К четырем же годам он стал выговаривать все звуки, включая “Р”. А с Катей я зарядку практиковала. Не так часто, как необходимо, даже не каждый день. Но она сразу заговорила четко. И “Р” научилась произносить, когда ей еще и трех лет не было. Не знаю, благодаря ли зарядке, или просто такая разница между детьми:)
Вот несколько упражнений для языка, которые мы использовали:

Сказка о языке

Жил был Язычок. Жил он в своём домике-ротике. Вот однажды он проснулся, открыл окошко (открыть широко рот), выглянул в окошко (высунуть язык), посмотрел вверх – светит ли солнышко, посмотрел вниз – нет ли луж на земле. И решил пойти погулять. Шёл он шёл (язык вверх-вниз) и пришёл к комарику, стал с ним в мячик играть: з-з-з-з-з (на каждый звук “з” имитируем подбрасывание мячика), потом пошёл к жуку и стал с ним нитки мотать: ж-ж-ж-ж-ж (руки согнуты в локтях перед собой, имитируем мотание ниток). Затем Язычок пришел на речку и стал плавать а-а-а-а-а (при этом высунуть язык и быстро им двигать вверх-вниз, руки имитируют плавание по-собачьи). На берегу реки стояла лошадка и жевала траву (активно шевелить челюстью, имитируя жевание), захотел Язычок на ней покататься (показываем лошадку, высоко поднимая согнутые в коленях ноги и цокая, сначала медленно, потом быстрее, при этом можно идти по кругу). Далеко ушёл Язычок от дома и решил назад на машине поехать. Увидел он машину, подошел, смотрит, а шины спущены: ш-ш-ш-ш-ш (приседаем вниз), взял он насос и стал шины накачивать: с-с-с-с-с-с (имитируем накачивание насоса, рука на руку и вверх-вниз). Накачал шины, сел за руль и стал на педали нажимать: тр-тр-тр-тр-тр (сначала правой, потом левой ногой). Завелась машина и поехал Язычок домой!
Дома Язычка ждал голодный котенок. Язычок напоил котенка молоком. Котенок лакал молочко (делаем языком быстрые лакательные движения), потом он облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губы справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: “тик-так” (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваться до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. (в закрытом рту подвернуть язык назад).”Пора и мне спать”, – подумал Язычок.

Зарядка для язычка

Выйти язычок собрался.               (открываем ротик)
Он умылся,                                    (кончиком быстро проводим по верхним зубам)
Причесался,                   (несколько раз проводим язычком между нижними и верхними зубами)
По округе прогулялся,                   (провести по губам)
Справа, слева поигрался.             (повернуть язык вправо-влево)
Вниз нагнулся, вверх поднялся   (опустить и поднять язык)
И снова в ротик он забрался.

Это перевод с украинского, поэтому несколько коряво. Вот так стишок звучит в оригинале:
Вийти язичок зібрався,
Він умився,
Причесався.
Скрізь навколо прогулявся,
Справа й зліва він погрався.
Вниз поглянув, вверх піднявся
Й знову в ротику сховався.

Отдельные упражнения:
Лопаточка – высунуть язык и сделать тупым кончик.
Иголочка, стрелка – высунуть язык с острым кончиком
Чашечка – открыть рот, приподнять кончик языка
Зубная щетка – «чистить зубки» внутри и снаружи
Качели – высунутым языком вверх-вниз
Варенье – облизать губы

А вот здесь можно посмотреть списки игр, которые я составляла для прогулок:  “Во что можно поиграть с детьми на улице летом” и “Игры на улице осенью“.