четверг, 14 мая 2020 г.

Урок 6. Кто в земле живет? Знакомимся с биологической составляющей почвы

На нашем познавательном марафоне "Почва-уроки" мы с детьми уже многое узнали и обсудили много важных вещей.
Но самое интересное я приберегла для последних двух занятий. На них мы будем изучать почвенную биоту - того, кто в почве живет.
Ведь не стоит относится к почве как к мертвому веществу.
Земля - живая!




Трудно представить, сколько организмов является неотъемлемой частью почвы! 

Не только жучки-червячки. А и незаметные глазу бактерии, грибы и водоросли. Все это называют одним словом - БИОТА.



БАКТЕРИИ самые многочисленные обитатели почв.
В 1 г земли их от 1 до 10 миллиардов! Как ребенку представить, что такое миллиард? Расскажите ему, что 1 миллиард секунд - это почти 32 года!
А если идти и считать шаги, то за миллиард шагов можно дойти до Луны!
Вот сколько бактерий всего в 1 грамме почвы!
И это это еще не всё, что в ней живет!

Второе место после бактерий у ГРИБОВ.
Естественно, имеются в виду не те, что со шляпкой. Это лишь плодовые тела некоторых высших грибов. А есть еще другие, и живут они в почве.
Длина грибного мицелия (тончайших нитей-гифов, составляющих грибницу) в 1 г почвы от сотен до тысяч метров!

Бактерии и грибы разлагают органические остатки, делая "запертые" в них вещества снова доступными для растений.
Особенно активны они в РИЗОСФЕРЕ - особой области вокруг корней растений со своей собственной жизнью.



А про ВОДОРОСЛИ вы не ослышались. Да-да, они тоже есть в почве! Но не как в аквариуме, а совсем крошечные.
Такие маленькие, что пространство между крупинками почвы для них как система сырых пещер, в которых они себя прекрасно чувствуют.
Водоросли аккумулируют азот из воздуха, понижают кислотность почвы и улучшают ее структуру, склеивая частицы слизью и нитями.



Еще в  почве живут и преобразуют ее ЖИВОТНЫЕ.
От крошечных инфузорий до огромного крота.

Классификацию почвенной фауны по размерам и по ее связи с почвой я привела на картинках ниже.
Так как в разных источниках эти классификации заметно отличаются, я использовала ту, которую изучают в Российском государственном аграрном университете им. Тимирязева МСХА на Зооинженерном факультете






Конечно, хочется всех этих "зверушек" увидеть собственными глазами!
Детям проще всего отыскать в земле представителей МАКРО- и МЕГАФАУНЫ. Их можно рассмотреть невооруженным глазом.

Проведите такой опыт:
Копните почву лопатой и постарайтесь найти в ней живых существ.


Эти животные играют большую роль в перемешивании почвы. Это стоит того, чтобы посвятить им отдельный урок.



А чтобы найти самых мелких представителей почвенной фауны, надо приготовить почвенный раствор. Добавьте в несколько граммов земли воду и тщательно перемешайте, чтобы растворить все комочки.

Рассматривая почвенный раствор в наш домашний микроскоп, мы нашли водоросли и кое-кого из МИКРОФАУНЫ: микроскопического червя, тихоходку и инфузорию!
Вот радости-то было😆



А о более крупных животных почвы мы поговорим на последнем занятии марафона "Почва-уроки"


ЗАДАНИЕ:

Копните почву и посчитайте существ, которые там живут.
Кого вы найдете?
А если в микроскоп или лупу посмотреть?

Рассказывайте про ваши открытия в соцсети Инстаграм с тегом #почвауроки от @tavika.ru
Или у себя в блогах с обязательной активной ссылкой на мой блог: Марафон "Почва-уроки" от Татьяны Пироженко http://www.tavika.ru/2020/05/pochva-uroki.html








Комментариев нет:

Отправка комментария

Чтобы оставить комментарий*, напишите текст в окошке и выберите в "Подписи комментария" профиль из любого вашего аккаунта. Если вы нигде не зарегистрированы, выбирайте Имя/URL и просто вводите свое имя - оно отобразится в подписи.

*Оставляя комментарий вы тем самым подтверждаете свое согласие с Политикой конфиденциальности сайта tavika.ru

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

ShareThis