понедельник, 6 апреля 2020 г.

Как вести дневник наблюдений за природой

Продолжаем наши фенологические занятия с детьми на марафоне "Весенний маршрут". 
Сегодня мы будем учиться вести дневник наблюдений.
Ведь без точных записей, сделанных тут же на маршруте, наши наблюдения потеряют всю свою научную ценность!
И еще, помните, что регулярность наблюдений очень важна, особенно весною. Наблюдения надо вести ежедневно!
Но если день-два пропустили - не переживайте. Мы же только учимся:)
Просто постарайтесь как можно скорее вернутся на маршрут и все записать "по горячим следам".
А как записывать и что наблюдать, я расскажу сегодня.

фенологические наблюдения



Выходить на наблюдения лучше с утра.
Но важнее не конкретный час, а чтобы это было каждый день в одно и то же время. Чтобы можно было потом сравнивать условия в разные дни на протяжении недель и месяцев. А еще лучше повторять такие наблюдения ежегодно.
Поэтому если вам удобнее прогуливаться с ребенком по маршруту после садика вечером, то это тоже хороший вариант.

Идеально, если вы свои наблюдения будете фотографировать.Тогда по датам фотографий легко установить время, когда вы впервые что-то заметили даже через год.
И, кстати, сравнить тоже будет очень интересно!

А еще можно выбрать на маршруте какое-то одно растение и сделать для него фото-дневник наблюдений.
Мы с Катей так описываем весенние изменения нашего любимого дерева грецкого ореха "Наш орех", растущего у окна. Каждый день делаем фото одной и той же ветки и записываем изменения в ней.
Вдруг потом для какого-нибудь исследовательского проекта в школу пригодится;)


Стадии развития древесных растений и кустарников, которые стоит записать в дневник наблюдений, я перечислила в посте о том, как вести фенологические наблюдения за растениями.
На будущих занятиях я дам такую же информацию по погодным явлениям, цветам и травам, птицам и насекомым. 
Весной их тоже интересно наблюдать:)


Самый практичный способ - вести наблюдения в таблице.
Примерно как у меня на фото.
В нее надо внести список объектов наблюдения (растений, насекомых, птиц - зависит от ваших интересов).
И стадии, которые они проходят.
А в ячейках таблицы писать число, когда эту стадию впервые наблюдали.

как вести фенологические наблюдения


Есть еще другие способы представления фенологической информации.
Например, с помощью круговых диаграмм - подробнее мы с ними познакомимся в посте про птиц. 


фенологические наблюдения с детьми


Или с помощью другой таблицы, в которых длительность фаз отражается цветом.
Их можно применять к чему угодно, в том числе и к птицам и т.п., а не только к растениям.

В общем, выбирайте вариант, который удобнее и понятнее вашим детям:)


дневник наблюдений



ЗАДАНИЕ:
В тетрадке или блокнотике заведите с детьми дневник наблюдений.
Если вы творческий человек, его можно оформить в виде арт-бука, с рисунками и элементами скрапбукинга.
Если вы прагматичный человек - вполне можно обойтись разлинованным листочком. От этого информация в нем не потеряется своей ценности:)

Предусмотрите в дневнике место для наблюдений за разными объектами: отдельно для птиц, насекомых, растений, погодных явлений. В следующих постах я расскажу про фенофазы для них.

Фотографируйте свой дневник и выкладывайте у себя в блоге с надписью: "Участвую в Марафоне "Весенний маршрут" и активной ссылкой на мой блог "Это интересно!" http://www.tavika.ru
Или публикуйте в Инстаграм с хэштегом марафона #весенний_маршрут от @tavika.ru




Полный список всех занятий познавательного марафона для детей "Весенний маршрут" тут:
http://www.tavika.ru/2020/03/vesennij-marshrut.html






Комментариев нет:

Отправка комментария

Чтобы оставить комментарий*, напишите текст в окошке и выберите в "Подписи комментария" профиль из любого вашего аккаунта. Если вы нигде не зарегистрированы, выбирайте Имя/URL и просто вводите свое имя - оно отобразится в подписи.

*Оставляя комментарий вы тем самым подтверждаете свое согласие с Политикой конфиденциальности сайта tavika.ru

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

ShareThis