| | | | | | |

Серая куропатка – готовимся к уроку по “Окружающему миру”

Хочу показать, как можно, используя упрощенную технологию создания лэпбуков – мини-буки, разнообразить сообщения, которые задают готовить в школе.Например, сейчас очень часто Кате нужно рассказывать о каком-то животном на урок “Окружающего мира”.  Они там проходят разные природные зоны. И как только доходит дело до новой зоны, детям предлагается самостоятельно подготовить к уроку коротенькое сообщение о любом животном этой зоны. А так как зон много, то Кате уже поднадоело рассказывать про очередного зверя.

Сделать сообщение оригинальнее поможет простое наглядное пособие, выполненное своими руками. Конечно, делается оно несколько дольше, чем просто распечатать текст из Википедии. Но зато это более творческая и самостоятельная работа.
К тому же и самому ребенку, и детям в классе так учиться гораздо интереснее.

сообщение на урок "Окружающий мир"
Готовим в школу сообщение о серой куропатке

Обычно под заданием “подготовить сообщение” в школе имеется ввиду найти на каком-нибудь сайте в интернете текст по теме, сократить его до примерно четвертинки стандартного листа А4 – чтобы чтение сообщения заняло 1-3 минуты. И зачитать. Вот и все. Конечно, на каком-то этапе школьной жизни, Кате и такую нехитрую работу самостоятельно сделать было сложно.
Мы с ней учились сначала находить в поиске нужную информацию – ведь ребенку совсем не просто подобрать ключевые слова, а потом еще определить, какие сайты заслуживают доверия, а где написана откровенная ерунда, ведь всякого “мусора” в интернете предостаточно.
Потом еще учились не читать с листочка, а стараться сказать все своими словами, в листок только подглядывая при необходимости. Для свежих детских мозгов запомнить с одного прочтения абзац текста не составляет труда!

Вторым этапом мы учились не просто копировать подряд всю статью, а выбирать в ней главное: что-то совсем убирать, что-то сокращать, что-то добавлять с других сайтов. Чтобы сообщение отвечало заданной теме и тому возрасту, на которое рассчитано. Ведь просто скопировать статью из Википедии, например, чтобы сделать сообщение в начальной школе просто невозможно – дети не пойму и половины текста! Надо уметь найденную информацию адаптировать. Кроме того, я учу Катю не использовать только один источник. Как минимум несколько сайтов просмотреть и взять из них самое интересное.

Но вот, к 4 классу Катя потихонечку освоила эти навыки и теперь может полностью сама, даже без моей проверки, подготовить коротенькое сообщение на заданную тему (конечно же, им в школе ничего сложного и не задают). Может сама написать сообщение на компьютере и распечатать, а потом рассказать в школе. Но это уже не “фокус” – подумаешь, каждый младенец может пользоваться копи-пастой!

Теперь мне хочется научить Катю эти сообщения делать более творческими и осмысленными. Для этого есть много способов.

Например, если требуется объемный проект, то мы любим делать его в виде лэпбуков.

Вот тут Катины работы для школы: Лэпбук “Рассказ о слове” лэпбук про Австралию лэпбук про Краснодарлэпбук “Математика вокруг нас” 

А если нужно проще, но наглядно, то идеально подходят компьютерные презентации, которые Катя уже тоже наловчилась делать сама – у нас их уже очень много, посмотреть все можно на отдельной страничке блога “Презентации для детей

Еще один из вариантов сделать свое сообщение интереснее – принести на урок какой-то наглядный материал. Например, на урок окружающего мира, на котором изучали тему “Камни” Катя принесла нашу домашнюю коллекцию минералов, которую до того мы сами собирали с детьми. На урок о строении звезд сделала модель звезды из пластилина. А по теме “Родной город”, на котором ей дали задание рассказать о гербе, сделала большой герб из бумаги, на котором и показывала все, о чем говорила.

То есть вы меня понимаете – это взрослые дяденьки могут зачитывать часовые доклады на своих конференциях и не устать, ребенку же нужно что-то наглядное. Это и делать интереснее, и другим детям слушать и смотреть на это приятнее.

Поэтому, когда на тему “животные степи” Катя подготовила свой текст о серой куропатке (все брала из интернета) и уже распечатала его, то тут вмешалась я с идеей, а давай…
– А давай сделаем лист бумаги, с которого будешь читать текст, не простой, а в виде самой этой куропатки?
– А может быть, это будет открывающийся листок, двусторонний – чтобы и на обложке была куропатка – пока держишь на уроке перед классом и читаешь, ребята тоже будут видеть такую же куропатку? Просто распечатаем две птицы, черно-белые, а ты раскрасишь их для красоты? И склеишь вместе.

сообщение о куропатке на урок "Окружающий мир"
Наглядное пособие о серой куропатке – обложка

– А раз у нас уже все равно складной лист, а текста на нем совсем чуть-чуть, только вверху, давай на свободное место еще каких-то интересных изображений добавим по теме? Ну что у птицы есть? Перо? Следы? Яйцо? Эх, жалко, негде взять настоящее перо куропатки! А то бы можно было приклеить для правдоподобности.

сообщение о куропатке на урок "Окружающий мир"
Наглядное пособие о серой куропатке – вид внутри

– А в яйце, давай, как будто цыпленок  куропатки сидит: сделаем его открывающимся. Заодно сразу будет видно, какие у куропаток детеныши! Посмотри в интернете, какого цвета скорлупа на яйце?
– Ой, я нарисовала его пятнистым – придется переделывать(((

сообщение о куропатке на урок "Окружающий мир"
Яйцо серой куропатки

Ножницы, принтер, клей, 20 минут свободного времени – сообщение готово!
А еще это полноценное наглядное пособие, из которого можно узнать не только факты о птице, но и с одного взгляда понять, как выглядит серая куропатка, какие у нее яйца и птенцы, какие следы.

– Ну что, не зря старалась? Нравится?
– Еще бы!

Свою “пятерку” на уроке Катя получила бы и без всего этого – просто за сообщение, прочитанное с листочка бумаги. Но так ведь интереснее учиться, не правда ли? 🙂

сообщение о куропатке на урок "Окружающий мир"
Мини-проект “Серая куропатка” готов!
 

Тут можно прочитать еще о птицах у меня в блоге:

Другие же мои шаблоны для мини-буков про птиц – у меня на сайте LAPBOOK.RU: “Домовый воробей“, “Соловей”, “Синица” и просто “Птица

Еще мои посты с материалами про птиц смотрите по хэштегу “ЮНЫЙ ОРНИТОЛОГ
А по этому тегу читайте про наши наблюдения за птицами: БЕРДВОТЧИНГ


Вот здесь можно посмотреть, как Катя готовила другие 
проекты для младшей школыПроект “Школа кулинаров”,  
Математический детектив, Самодельная книжка для доклада про бабочку, Исследовательский проект “Есть ли интеллект у хомяка?“, Проект “Красная книга. Возьмем под защиту“, Созвездие Ориона, Презентация “Геокешинг“, Проект “Мой домашний питомец, Коллаж “Моя семья в годы войны”, Исследовательский проект “Изучение дождевого червя в домашних условиях“, Можно ли есть снег – опыты по мотивам урока“Профессия – художник”, Презентация “Как зимуют птицы“, Презентация о зоопарке “Солнечный остров”, Проект “Моя семья”