| | | | | | | |

Есть ли интеллект у хомяка? Исследовательский проект во 2 классе.

Уже второй год Катя участвует в конкурсе “Я – исследователь”, который проводит Малая Академии Наук Крыма.
В прошлом году это был проект, в котором мы с ней изучали разведение дождевых червей в домашних условиях. Я даже отдельный пост делала с подробностями о том, как правильно оформлять и готовить исследовательский проект или писать доклад.

А в этом году мы решили взять тему про исследование интеллектуальных способностей хомяка. Как вы понимаете, мы изучали не абстрактного хомяка, а нашего домашнего питомца – сирийского хомячка Няшу.
Катя успешно защитила свою работу и на городском, и на республиканском этапе конкурса, и заняла на нем 2 место, а потом с этой же работой она еще и в конкурсе “Всезнайка” поучаствовала, и там уже первое место получила (это мне как маме и руководителю работы лестно вдвойне)))

Сама работа, как это обычно бывает, родилась из простого детского вопроса – а может ли Няша думать? То, что она действует осознанно и принимает решения – это очевидно, но насколько она разумна?

Чтобы ответить на этот вопрос, мне пришлось хорошенько покопаться в интернете, где обнаружилась интересная вещь: информации по изучению интеллекта лабораторных мышей и крыс хоть отбавляй, а вот сирийскими хомяками серьезно никто не занимается.
И мы тут же решили, что сами проведем исследование и узнаем уровень интеллекта именно хомяка! Осталось лишь методику, разработанную для крыс, применить к Няше.
исследовательский проект по биологии 2 класс
Эксперимент по выявлению интеллекта у сирийского хомяка

На самом деле тут не все так просто, интеллект такой вот зверюшки просто так не оценишь, да и вообще – что это такое “интеллект”? Можно ли говорить о нем в отношении животных? Оказывается можно, и даже целая наука этим занимается – когнитивная этология. Но я не буду вас мучить всякими научными определениями и методиками работы, а сразу покажу, что у нас с Катей из этого вышло на практике.

А на практике у нас получилось, что для того, чтобы сказать, если ли у животного интеллект, надо доказать наличие у него определенных составляющих этого понятия.
Во-первых, доказать, что у хомяка присутствует обучаемость.

На самом деле, она присутствует у всех животных, начиная от червей, на которых это доказано 100%. И даже есть работы, где пытаются доказать обучаемость бактерий с пока еще спорными результатами.
Но для хомяка нам надо было подтвердить, что он способен обучаться. Это сделать очень легко. Например, Катя уже давно выдрессировала Няшу выбегать из ее домика, когда Катя поцокает языком. Это и есть самое натуральное обучение. Катя и еще по-всякому дрессировала Няшу. так что и специально опыта делать не пришлось – обучаемость была доказана!
исследовательский проект по биологии 2 класс
Хомяки поддаются дрессировке – а значит, обладают обучаемостью
Во-вторых, нам надо было доказать наличие достаточно сложной памяти у хомяка.

Для этого пришлось сделать экспериментальную установку, описанную в опытах известного американского биолога Э.Толмена, который изучал когнитивные карты у крыс. Это Т-образный лабиринт, собранный из шести “букв Т”. Для лабиринта мы взяли идеальный материал для всяких поделок, в том числе и научных – пластиковые бутылки 🙂
Идея опыта была в том, чтобы запускать Няшу в лабиринт и считать число ее ошибок по прохождению. Очень скоро число ошибок становилось меньше – значит, Няша запоминала дорогу к выходу.
Но это не чудо – понятно, что хомяку хватает ума, чтобы ориентироваться в лабиринте, все-таки, они живут в норах.
Чудо случилось после того, как Няшу запустили в лабиринт не через вход как она привыкла, а в обратную сторону. Мы тоже считали ошибки и вскоре стало понятно, что Няша этот “обратный” лабиринт выучила в разы быстрее! Это говорит о том, что она не просто запоминала последовательность поворотов “лево-право” своего пути, но держала в голове что-то вроде карты лабиринта. И когда она поняла, что она находится в той же местности, только с другой стороны, она эту карту применила!
В биологии это называется “когнитивной картой”. И хомяки тоже умеют ее строить! То есть их память достаточно развита.
школьный исследовательский проект по биологии 2 класс
Экспериментальный лабиринт для хомяка
исследовательский проект по биологии 2 класс
Хомяк в лабиринте
Мы даже видео снимали, как Няша шустро проходит лабиринт 🙂
Ну и самое главное, нам нужно было доказать, что у Няши есть мышление.

мышление – это сложное понятие, но если просто сказать, то она должна уметь создавать представление о вещах, которые не может непосредственно “пощупать”, а могла бы о них узнать только путем умозаключений.
Для проверки этого мы сделали из бутылок еще один лабиринт – У-образный с двумя выходами и вращающимися дверками. Одна дверь черная, другая – белая. Мы подумали так, что если всегда класть еду за черной дверью, то Няша должна научиться выбирать из двух дверей только ее. То есть, если она свяжет понятие “еда” и “цвет двери”, то это и будет ее умозаключение. Ведь это не очевидно, что цвет связан с тем, есть ли за дверью корм, который она не видит.
Чтобы исключить простое запоминание, двери мы меняли местами – черная была то справа, то слева. Кроме того, мы не делали это строго по очереди, а меняли хаотично, чтобы Няша не выявила закономерность. А когда мы поняли, что она на верном пути, мы даже реальный корм класть перестали, чтобы исключить возможность того, что Няша идет на запах.  Но Няша все равно выбирала черную дверь! То есть она отлично соображает!
Честно говоря, в успешности этого последнего опыта я сомневалась. У меня жило много сирийских хомяков, и как-то я не видела у них проявлений такой сложной умственной деятельности. Хомяки в целом не очень умные существа, это вам не крысы или вороны. И тем сильнее была наша радость, когда Няша через несколько дней продемонстрировала безошибочные результаты по выбору правильной двери!
исследовательский проект по биологии 2 класс
Хомяки способны решать сложные задачи на выбор цвета двери
хомяк в лабиринте
Ах, какой хвостик 🙂
А вот видео, как Няша себя вела в лабиринте:
Но самое потрясающее было, когда мы попробовали усложнить опыт.
Черную и белую дверь различить легко, по крайне мере на человеческий взгляд. А вот сможет ли Няша догадаться, что корм лежит за той дверью, где нарисован ромбик, а не кружочек? То есть сообразить, что еда зависит от формы фигур на двери? Может ли она вообще настолько хорошо различать фигуры? А вдруг  они с ее точки зрения все одинаковы?
Оказывается, может! Правда, не со стопроцентным результатом как по цвету, но все же достаточно уверено Няша научилась выбирать из двух дверей ту, что с ромбиком. Я ее после этого даже зауважала! И мне теперь даже как-то совестно держать дома как игрушку настолько высокоинтеллектуальное существо. Сразу “Цветы для Элджернона” вспоминается, есть такой прекрасный фантастический рассказ Дэниела Киза.
В общем, мы доказали, что у сирийских хомяков есть интеллект!
работа на конкурс "Я исследователь"
Экспериментальная установка для выявления мышления у хомяка
Катя добросовестно проводила все опыты, отмечала результаты, составляла таблицы и графики. Даже попутно мы с ней научились декартовой системе координат – пригодится еще в школе 😉 Доклад, конечно, писала ей я, второклашка не потянет все эти “цели и задачи, определения и списки использованной литературы”. Зато защищала доклад она сама, в этот раз на конкурсах родителям даже присутствовать не разрешили – дети сами защищались. Но Катя у меня как раз любительница повыступать перед аудиторией, и выступление на защите перед слушателями и жюри ей было только в радость 🙂
исследовательский проект по биологии 2 класс
Такие графики называют кривой научаемости –
Катя за несколько недель экспериментов построила почти десяток!
P.S. Если вдруг кто-то из читателей моего блога захочет взять нашу тему для исследовательской работы, пожалуйста, проведите исследование сами! Не используйте наши фотографии и наши лабиринты. Поставьте свои опыты и проведите их самостоятельно! Потому что случился очень печальный казус, когда с нами же на конкурсе выступала девочка из Евпатории с … Катиным прошлогодним докладом про дождевого червяка! Кто-то взял у меня из блога теорию и опыты прямо как есть и повторил все точь в точь. Не ожидали они, что человек, который делал эту работу, окажется с ними в одном зале… Представьте каково было моей Кате – она еще в своей жизни не сталкивалась с плагиатом((( Украли ее доклад! А каково было той девочке, которой учительница просто “дала распечатанные листочки с текстом” и она сделала по ним свою работу! Привьет ли ей такой опыт “исследовательской работы” любовь к науке? Или научит воровать идеи?
Поэтому очень вас прошу, не повторяйте работу как есть – сделайте собственное исследование: и ребенку будет от этого польза и ваша совесть чиста. Я выкладываю свои материалы в блоге не для того, чтобы кто-то на мне и моей дочери зарабатывал себе “плюшки”, а чтобы ими могли воспользоваться те, кому действительно интересно заниматься экспериментами.
Другие исследовательские проекты, которые делали мои дети для конкурсов Малой академии наук тут:
А вот тут можно посмотреть Катины школьные работы:
Проект “Страны мира”: Лэпбук про АвстралиюПроект “Города России”: Краснодар, Самодельная книжка для доклада про бабочку, Проект “Красная книга. Возьмем под защиту“, Урок геологииСозвездие Ориона, Презентация “Геокешинг“, Проект “Родной город“, проект “Мой домашний питомец” – презентация о хомякеКосмическая коробочкаМожно ли есть снег – опыты по мотивам урока“Профессия – художник”, Презентация “Как зимуют птицы” на урок “Окружающего мира”, 1 класс, Презентация о зоопарке на урок “Окружающего мира” 1 классПроект “Моя семья” 1 класс, Проект “Математика вокруг нас”Коллекция горных пород.

Еще наша Няша – сирийский хомячок:  презентация “Мой домашний питомец”прогулочный лабиринт для хомяка своими рукамиНяша играет в цирк

А как мы наблюдали за жизнью других животных, можно посмотреть вот ЗДЕСЬ: