| |

До свиданья, первый класс!

Вот и пролетел Катин первый учебный год… Казалось бы, только-только мы волновались, как она пойдет в 1 класс, как сложится ее учеба, как понравится в школе. Только-только была линейка на 1 сентября. А уж и год прошел:) Теперь Катя – уже опытная школьница. И подводя итоги, могу сказать, что все у нас сложилось крайне удачно: чудесная учительница, хороший климат в классе (не без отдельных исключений, но кто же от них застрахован), а главное – огромное желание Кати учиться. До смешного – утром в 7 часов ее разбудить может только напоминание, что сегодня в школе будет то-то и то-то))) Старается, готовится, волнуется!  Изо всех сил стремиться быть лучшей в классе. Сначала я думала, что такого запала не хватит до конца года, наиграется – и надоест. Но Катя пока только удивляет нас. Например тем, что отучившись в школе приходит домой и, со словами: “ой, как я устала”, рассаживает своих зверей за парты и начинает для них проводить урок по всем правилам. Да еще и за каждого в тетрадку пишет! Вот так она отдыхает))) Старший сын на нее косится – он уже вполне вкусил прелестей школьной жизни, и для него учеба вовсе не в радость, к сожалению.
выпускной в 1 классе
Выпустились из первого класса с наградами и подарками. А главное – с хорошим настроением!
Кратко с высоты сегодняшнего опыта запишу, что и как Кате давалось в школе и как повлияла на ее обучение дошкольная подготовка.

В школу Катя пошла, уже умея бегло читать вслух и в уме. Это очень помогло ей в учебе, потому что вся программа рассчитана на читающих детей. Ей было скучно на уроках чтения – это да. Ведь большинство читает по слогам, а некоторые на момент прихода в школу совсем не умели читать. Но скука компенсировалась тем, что на остальных уроках она легко могла прочесть задание и понять его. Кроме того, Катя по характеру ярко выраженный экстраверт. Ей интересно не только то, что учат на уроке, но и кто как ответил, что кто сказал, что кто получил, кто в какую сторону вертелся 🙂 Поэтому совсем скучать – она не скучала, а глядела во все глаза. А потом весь вечер мне рассказывала о том, что же случилось на уроках)))
К счастью, когда закончилась “Азбука” и началось “Литературное чтение”, на уроках значительно повеселело – дети стали читать рассказы, обсуждать их, читать по ролям, ставить сценки. Теперь Катя уже на скуку не жалуется 🙂
выпускной в 1 классе
На уроках чтения дети не только читают, но и инсценируют сказки.
Здесь Катя исполняет роль автора.
С письмом мы тоже, вроде, угадали. Как раз летом перед школой Катя начала писать письменными буквами сама по своему желанию. Поэтому, во-первых, с ними она уже была немного знакома, а во-вторых, ее желание писать совпало со временем обучения письму. Ей это не только не было в тягость – а ужасно нравилось! Она же у нас будущий писатель)))
Сейчас прекрасные ровные буковки, которые Катя старательно выводила поначалу, несколько потеряли свой идеальный вид. Да и внимание периодически подводит. Но, в целом, Катя держится нормально. А уж ее желание отличать мягкие согласные от твердых и глухие от звонких достойно лучшего применения))) Она мне дырку в голове уже сделала своим фонетическим разбором – просто так, без всяких заданий рассказывает, схемы рисует, пытается объяснить))) Но я ей сразу сказала, что я это и в школе не любила, и Вите говорила и ей повторяю – без меня! Я даже вдаваться в подробности не хочу, настолько мне эта тема кажется бесполезной вообще. Вот вы, взрослые работающие люди – вам когда-нибудь в жизни понадобилось, даже гипотетически, узнать, какая в слове “блюдце” буква “д”, звонкая или глухая? 😉 Ну, про бесполезность я ей не сказала, а про то, что ей надо самой понять что там и как – сказала. И Катя отлично справляется сама, без моих подсказок, к моей огромной радости 🙂
1 класс, урок письма
Рассказ “Весна”, который сочинила и записала Катя к одному из уроков
Математика тоже пока идет без проблем. Катя пошла в школу, умея складывать двузначные числа. Сейчас мы с ней перешли на трехзначные (я ей пишу в тетрадке свои примеры, вместо слишком легких для нее заданий из учебника). На уроках она продолжает тренировать навыки быстрого счета в уме. А так я ей показала сложение в столбик, и она уже может им пользоваться сама. Кроме того, в последний месяц Катя заинтересовалась умножением – посмотрим, может за лето и начнем его осваивать.
пятерка
Первая в жизни “пятерка”!
Пока дневников у нас нет, поэтому оценки ставят прямо так)))
Кстати, хочу сказать, что мы с Катей не занимались ни перед школой ни уже в школьный год в том смысле, в каком обычно “занимаются” – т.е. сидят за столом и пишут определенное число строчек, примеров или кусков из книжки. Я вообще предпочитаю не сидеть с ней. Когда Катя делает уроки – я нахожусь в другой комнате. Она выполняет задания и потом приносит мне проверить. Только “разговорные” задания мы делаем вместе – она говорит, я слушаю 🙂 Это я научена горьким опытом со старшим Витей, с которым я как раз сидела над каждой буквой до 5 класса. И который потерял всякий интерес к учебе, когда оказалось, что я больше не контролирую каждый его чих.  
Поэтому с Катей я сразу делала упор, что ее учеба – это ее учеба, учится она не для меня, а для себя, и что заработала, то и заработала. Начиная от такой мелочи, как собирание портфеля в школу – я его не проверяю, Катя сама отвечает за то, что она туда положила. К счастью, с ней это легко – она у меня девочка очень ответственная. 
Так же я не вмешиваюсь в ее уроки рисования и труда. Что и как сделала – так сделала. Меня удивляют мамы, которые рисуют за детей заданные картинки. Для чего это делается? Учитель все равно видит “руку” взрослого. А оценок нам не ставят, хвалят всех, лишь бы старался. Так для чего приучать ребенка, что за него мама сделает? Мне это совершенно непонятно!
1 класс, уроки
На уроках…
Что еще осталось? Конечно же любимый урок – “Окружающий мир”. На нем говорят про все на свете – от космоса до правил езды в транспорте. И, конечно, детям это все очень интересно. А уж то, что в программе предусматривается собственные проекты и исследования, делает ее очень нужной и полезной для развития не только кругозора, но и умения учиться вообще. Я стараюсь использовать эти уроки, чтобы потом дома углубить их и дополнить тем, что считаю нужным. Я писала вот тут о некоторых работах, которые мы с Катей готовили к урокам “Окружающего мира”: Проект “Мой домашний питомец“, Космическая коробочкаМожно ли есть снег – опыты по мотивам урока“Профессия – художник”, Презентация “Как зимуют птицы“, Презентация о зоопаркеПроект “Моя семья” , Проект “Математика вокруг нас”Коллекция горных пород.
1 класс, урок Окружающий мир
Для урока “Окружающий мир” чего только не приходилось делать – от моделей звезд до салатов)))
Плюс всякая внеклассная деятельность. Конкурсы, конференции, защиты проектов. Раньше, когда учился Витя, так рано не начинали. А теперь полно всяких научных мероприятий, куда пускают и первоклашек. Я стараюсь привить Кате желание участвовать всегда и во всем. Но главная наша работа в этом году – исследовательский проект про дождевого червя, на основе наших наблюдений (я о них писала тут и тут) и лэпбука “Дождевой червь”. С ним поучаствовали в городском этапе конкурса “Первооткрыватель” Малой Академии Наук, заняли 1 место. Но, к сожалению, Катя умудрилась заболеть на республиканский этап, поэтому дальше не прошла. Кроме того, с этим же докладом она выступала на городской конференции “Ученик 21 века” и тоже заняла 1 место. 
Первые награды
Конечно, это пока во многом мои достижения. Опыты придумывала я, доклад писала я, все оформление работы делала я. Кате надо было просто хорошо выступить на защите. Но и это немало для первоклашки! Главное, что она ни капельки не боялась, была уверена в себе, тему знала. Поэтому все прошло хорошо. В следующем году тоже собираемся делать какой-нибудь проект. Вот смотрю сейчас на нашу улитку и думаю – может, взять темой ее?)))
1 класс, исследовательский проект
Исследовательский проект
А еще были и праздники, и подарки, и необычные уроки, и театры, и встречи с писателями и ветеранами, и экскурсии по городу. 
В общем и целом, впечатления об учебе и у Кати, и у меня прекрасные. Как бы сделать так, чтобы с годами они не испортились… Будем стараться! А пока впереди каникулы!!!