|

Зачем нужны деньги? Клуб почемучек

Добрый день, всем участникам и гостям “Клуба почемучек“! Сегодня у нас вопрос, который прислала мне мама Мекка и ее сыночек Рамадан (6 лет): “Зачем нужны деньги?” Эта тема такая многогранная и интересная, что ее хватит на сто выпусков Клуба почемучек! Поэтому не обещаю сегодня охватить все аспекты. Но надо же с чего-то начинать? 🙂

Итак, зачем нам нужны деньги?

Для того, чтобы это понять, нам надо отправиться на машине времени в древние-древние времена. В те времена, когда денег еще не было. Хотите отправиться с нами? А чтобы объяснение было более понятным, мне помогут его проиллюстрировать человечки из Лего.

Занятие по экономике для детей

В те времена люди жили небольшими поселениями, занимались своими огородом, выпасом скота., охотой. Все, что им надо было для жизни, они делали сами: сами выращивали себе еду, сами лепили из глины горшки и тарелки, сами делали одежду и обувь, строили себе дом и рыли колодец. И были довольны тем, что имели. Это называется натуральное хозяйство.

Зачем нужны деньги
Натуральное хозяйство

Но  вдруг оказывалось, что в соседнем поселении живет юноша, который умеет лепить из глины очень красивые горшки. Ровные да еще и глазированные! Жители нашего поселения тоже себе такие захотели вместо своих кривеньких и убогоньких. Пошли они к юноше и попросили сделать и им по горшку. А чтобы его было легче уговорить, они принесли ему гостинцы – кто редиску, кто меда, кто мяса. Юноша согласился на такой обмен – ведь он больше всего на свете любил делать горшки, а вот в поле работать или за скотиной ходить ему совсем не нравилось. Так и повелось – юноша целый день делает горшки для соседей, а они приносят за это ему то, что он попросит. Это называется бартер – обмен товарами.

Занятие для детей по экономике
Бартер

Но вот у юноши скопилось очень много меда и редиски. Редиска испортилась и стала несъедобной. А от меда у него началась аллергия. И захотелось ему вместо сладкого или горького чего-то солененького. Но жителям нашего селения нечего ему было предложить. Правда слышали они, что у соседей их соседей как-то интересно готовят рыбу – она лежит и не портится многие дни и на вкус солоновата. 
Тогда юноше взял свои горшки и отправился в путь. Нашел он тех людей, что умеют солить рыбу. Но горшки их не впечатлили, а вот его обувь очень понравилась. И тогда юноша договорился, что он будет им приносить обувь за рыбу. А обувь он стал выменивать за мед у своих односельчан. А мед он получал от соседей за свои горшки, которые лепил.
Ух, правда, набегаешься, пока получишь то, что тебе надо?!!!
Поэтому когда какому-то очень умному человеку пришла в голову мысль давать за любой товар семечки, то все сразу вздохнули спокойнее.  Семечки в хозяйстве нужны всегда и всем. А если и не нужны, то их можно отдать другим за товары или просто отложить до лучших времен – они долго не портятся, их можно хранить и накапливать. Поэтому теперь, если людям из поселения надо было получить рыбу – они давали семечки. И если надо было купить мед – они давали семечки. А не бегали по всему селу, меняя одно на другое. И семечки стали тем, что уже можно назвать деньгами.
Такие деньги, вроде приведенных мной для примера семечек, называют товарными. Ведь они и сами по-себе являются товаром – семечками  можно платить, но можно можно их просто съесть или посадить!

Зачем нужны деньги?
Товарные деньги

ЗАДАНИЕ 1. Сказка о петушке и бобовом зернышке под экономическим углом.

Попросите малыша прочитать или прочитайте ему сами сказку о петушке и бобовом зернышке. О чем эта сказка?  Как бы повернулась вся история, если бы все герои сказки использовали вместо товарного обмена деньги? Пусть малыш расскажет сказку на новый лад.

У всех народов мира были такие товарные деньги. На Руси в качестве денег использовались меха и соляные бруски. А вот на островах Океании деньгами служили жемчужины. В Новой Зеландии  – камешки с отверстием посередине. У ацтеков деньгами были какао-бобы.
Обычно это было что-то такое, что имело высокую ценность, не портилось при хранении и занимало мало места.
Хотя из этого правила есть и исключения. Например, на острове Яп в Тихом океане деньгами служат огромные камни. Они настолько тяжелые, что их невозможно передать другому человеку. Поэтому островитяне оставляют камень там, где он лежал, и просто выцарапывают на нем имя нового владельца.
А в Спарте денежной единицей служил обол, который намеренно изготавливался в виде длинных тяжелых железных прутьев, неудобных в обращении. Это делалось, как для того, чтобы жители не стремились к накоплению богатства, так и для того, чтобы эти деньги было труднее незаметно украсть или дать ими взятку.

ЗАДАНИЕ 2. Какие товары лучше всего подходят на роль денег?

Попросите малыша предложить, из чего еще можно сделать деньги? Пусть он обоснует каждый из своих вариантов. Подходят ли они под требования к деньгам? 
Обратите его внимание на то, что такие деньги не универсальны. Для каждой местности, культуры, даже возраста и коллектива имеют ценность разные вещи. Подберите с малышом разные примеры таких вещей. Что может служить деньгами у эскимосов? А что – у жителей африканских джунглей? Что  – у солдат? А что у портных? Что за деньги могли бы быть в ходу среди его друзей? И приняли бы это вместо денег их родители?

Постепенно стало складываться так, что роль денег перешла к кусочкам металлов. Это идеальные товары – они не портятся, имеют высокую стоимость – поэтому их части, которые достаточны для повседневных расчетов, занимают мало места. Сначала это были слитки и бруски чистого металла. И стоили они ровно столько, сколько стоит такой кусок металла. Обычно для этого использовали медь, бронзу, железо и серебро. Гораздо реже – золото.
Но ими было неудобно пользоваться – ведь если договоришься купить товар за половину куска, то надо его сначала взвесить, потом как-то распилить. Поэтому решили уже сразу наделать одинаковых небольших кусков, чтобы ими рассчитываться. А чтобы было видно, что это уже точно отмеренный кусок, на нем ставили клеймо. Так появились первые монеты.

Зачем нужны деньги?

Ну а потом прошло много-много лет, и монеты уже перестали делать ровно из того количества металла, которое на них значится. Когда в Англии расплачиваются фунтом стерлингов, это уже не имеется в виду, что платят именно фунт (примерно 373 грамма) серебряных монет. Это просто такое название. Люди договорились, что эту монету будем считать такой ценности. Хотя сама-по себе, как товар, она может стоить и больше, и меньше.

А уж когда металл стали заменять бумагой, то товарная ценность денег вообще ушла в прошлое. Ведь что для нас может стоить кусок простой бумажки размером с банкноту? Кто согласиться на нее что-то поменять? Думаю, что никто. А вот если на такой бумажке написана цифра с несколькими нулями и она оформлена так, как принято оформлять деньги в этой стране, то обменять ее можно на очень значимое количество товаров!
Поэтому для нас сейчас и монеты, и банкноты (бумажные деньги) несут только символ ценности, сами они реально столько не стоят. Такие символические деньги называют фиатными.

Бумажные деньги

ЗАДАНИЕ 3. Делаем деньги

А хочет малыш сам сделать свои настоящие деньги? Конечно, вряд ли их можно будет платить за товар в магазине или за проезд в маршрутке, но дома с мамой ими можно будет вполне рассчитываться! 🙂 
Для этого пусть он нарисует монетки или банкноты на бумаге, вырежет их и использует как обычные деньги. Например он может “заработать” деньги, правильно решив домашнее задание. А потом “расплатиться” ими за просмотр мультфильма в домашнем “кинотеатре”.

Они бывают наличными – те, которые есть в наличии. То есть их можно увидеть, потрогать, посчитать. И безналичные. Это деньги, которых нет. Их невозможно увидеть глазами, пощупать руками, их невозможно положить в копилку. И все же ими можно платить. По сути, это просто запись о том, что у тебя есть столько-то денег. Эта запись может быть записана в специальном учреждении – банке или другом финансовом учреждении. И тогда она называется банковский счет или ценные бумаги (облигации, акции, векселя и т.п.). А может быть записана на специальном сайте в интернете – и тогда она называется электронные деньги.

Электронные деньги

ЗАДАНИЕ 4. Платим электронными деньгами.

Думаю, многие дети видели, как мама платит электронные деньги. Покажите им этот процесс (например, пополнение счета мобильного телефона – он нагляден тем, что на телефон сразу приходит СМС-ка, что деньги получены). 
Для этого мама не открывает кошелек, не достает монетки и не засовывает их в компьютер, чтобы купить там то, что она хочет. Она просто набирает нужные цифры в окошечке и нажимает кнопку “оплатить”. И тогда из записи на ее счету в компьютере вычитаются эти цифры, а  к записи на счету продавца прибавляются. Деньги перешли к новому хозяину, хотя ничто никуда не переходило и никому не передавалось!

Вот мы и закончили наше путешествие во времени и добрались до наших дней. В пути мы познакомились с самыми разными деньгами – от шкурок до электронных платежей. Но как бы не выглядели деньги, роль их в жизни человека остается все той же: они облегчают людям процесс обмена товарами. Это главное, для чего они нужны.

Надеюсь, Рамадану было интересно слушать, зачем нам деньги? 🙂

Еще на тему денег можно провести опыт с несгораемой банкнотой и распечатать нарисованные мной карточки-денежки для игры “Мемори”, а также посмотреть нашу коллекцию монет и коллекцию бумажных банкнот.

   

   

А в следующий раз мы будем разбирать ответ на вопрос “Какого цвета были динозавры?”
Чтобы я ответила и на ваши вопросы, вступайте в “Клуб почемучек” и задавайте их!
Для этого надо:
1) Поставить баннер на боковую панель вашего блога или сайта (код баннера можно взять, перейдя на страницу “Клуба почемучек“), а если блога нет, то дать ссылку на страницу Клуба в своих соц. сетях.
2) Прислать ваш вопрос мне на почту tavika2000 @ yandex.ua (убрать пробелы) с пометкой “Клуб почемучек”.  

Подписаться на новости Клуба можно прямо тут, заполнив форму рассылки.
После этого вам на почту будут приходить ссылки на новые выпуски “Клуба почемучек” и сообщения о розыгрышах призов.

Ваше имя:
Ваш email:


Архив прошлых выпусков “Клуба почемучек” можно посмотреть ЗДЕСЬ.