четверг, 13 марта 2014 г.

Как писать и оформлять реферат, доклад и прочие самостоятельные работы учащихся

Это пост-памятка. В первую очередь для нас самих. Он содержит рекомендации и требования, принятые у нас в школах и других учебных заведениях при написании письменной самостоятельной работы учеником. Эти правила мы использовали, начиная с младшей школы для написания рефератов и докладов и заканчивая моими курсовыми и дипломными работами в университете.  
Здесь я собрала самые основные ответы на вопросы: как писать, что писать, как оформлять. Если вам в вашем учебном заведении не дали никаких специальных указаний по написанию работы, то за основу можно брать эти правила - они являются самыми распространенными. Все эти рекомендации проверены и опробованы на себе - ежегодно наши проекты занимают призовые места на городских и республиканских конкурсах во многом благодаря правильно написанному докладу (например, доклад "Исследование астероидов" (8 класс), "Сила воды" (7 класс), "Модели космических кораблей" (6 класс), "Вкусовая карта языка" (4 класс), "Изучение дождевого червя" (1 класс)).
Мало выбрать интересную тему, мало поставить опыты и эксперименты, мало провести исследование. Надо уметь его правильно описать и оформить (за это ставятся определенные баллы, которые потом будут учитываться в общей оценке).
Конечно, лучше всего взять методические указания  и правила подготовки работ именно на том конкурсе или в том учебном заведении, где он будет проходить. Поэтому мои советы тут  - это просто мой личный опыт написания работ, они не претендуют на звание образца :)

Требования к оформлению работы.

Работа пишется на компьютере и распечатывается на листах обычной офисной бумаги формата А4.
Поля: левое 2,5 см, правое 1,5 см, верхнее и нижнее по 1 см.
Нумерация страниц: в правом нижнем углу. На титульном листе номер не пишется.
Шрифт текста: Times New Roman, 14 пт.
Межстрочный интервал: полуторный.
Общий объем работы: до 20 страниц. 

Титульный лист оформляется так:

оформление титульного листа


План работы оформляется так :
(лично я предпочитаю нумеровать разделы цифрами, но можно обойтись и без этого). Введение, выводы, список литературы и приложения не нумеруются.



Основное содержание работы оформляется так:

Каждый пункт плана начинается с нового листа. Название пункта должно полностью совпадать с тем, как он записан в плане. Сначала пишется заголовок: в центре строки всеми заглавными буквами и выделяется жирным. Шрифт и требования такие же, как и к обычному тексту.
После заголовка идет сам текст.

Список литературы оформляется так:

Правила оформление списка литературы - самые сложные и противоречивые правила в мире :) Для них разработан специальный ГОСТ, который легко найти в интернете. Но лично мы обычно выполняем их в несколько упрощенном варианте и еще никто и никогда не делала нам замечания.
Внимательно следите, где какие знаки препинания ставить и где использовать заглавные буквы - это очень важно. Кроме того, имейте ввиду, что в списке сначала пишут "бумажные издания" в алфавитном порядке, потом электронные ресурсы в алфавитном порядке.
Итак, разные типы литературы оформляются так:

Книга без автора (название, определение, редактор (составитель и т.п.), город издания, издательство, год издания, общее кол-во страниц):
1.  Космос: энциклопедия. / ред. Мельников М.Д. - М.: «Махаон», 2004. - 180 с.

Авторская книга (автор (или несколько авторов), название, город издания, издательство, год издания, общее кол-во страниц):
1.  Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба. - М.: «Наука», 1980. - 312 с.

Статья в журнале или газете (автор, название статьи, название журнала, номер, дата, страницы, на которых помещена статья):
1.  Рогозин Д. Космический туризм: желающих не убывает. //Вселенная, пространство, время. - №5(83). - 2011. - С. 22-25.

Ссылка на электронный ресурс (название статьи, название сайта, url-адрес сайта):
1.   Астероиды, сближающиеся с Землей [Электронный ресурс]. Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Астероиды,_сближающиеся_с_Землёй







Теперь перейдем к самому содержанию работы: как писать. 

Очень тезисно я напишу структуру любого научного исследования - она подходит и для точных наук, и для гуманитарных. Канва в любом случае остается одна. Подходит она для любого возраста ученика, просто для младшей школы будет достаточно раскрыть каждый пункт в паре предложений, а для более серьезного уровня понадобится распространенное описание. Но суть остается той же.

1. Необходимо выбрать тему работы. Она будет отражена в названии вашего доклада.
Любая работа должна обязательно содержать вашу самостоятельную разработку. Даже если вы берете какую-то давно известную тему или эксперимент, продумайте, в чем именно будет заключаться новизна именно вашего подхода. И какую часть работы ваш ребенок сможет сделать сам и потом объяснить самостоятельно членам принимающей комиссии на защите. Как ни странно, даже конкурсы очень серьезного уровня грешат тем, что на них встречаются работы, которые просто взяты из интернета без всякой попытки сделать что-то самим. Например, именно это произошло как раз с этим Катиным докладом "Изучение дождевого червя в домашних условиях"  -  на следующий год на защите на конкурсе мы встретили работу точно с такими же опытами про червя, взятыми из моего блога, и такой же канвой. Представляете наш шок?
А еще при выборе темы подумайте, надо ли вам в сотый раз выращивать с ребенком на конкурс кристаллы соли и медного купороса или делать вулкан из соды и уксуса? Члены комиссии ежегодно принимают по десять таких стандартных докладов.
И подумайте, надо ли давать ребенку тему, до понимания которой он еще не дорос? Похвально желание родителей взять для доклада серьезную тему. Но если в результате весь научный аппарат написала мама, все наглядные материалы сделал папа, а ребенку оставили только как попугаю зачитать по бумажке подготовленный текст - то есть ли смысл в такой работе?  Опять же до смешного доходит: ребенок на защите рассказывает о явлении, которое описывается сложными математическими формулами, а сам даже значений терминов не знает. И это выясняется при первом же дополнительном вопросе.

2. План работы.
Перечень пунктов работы с указанием страниц.

3. Вступление (обычно по объему где-то страница-две).
Нужно определить цель работы (В своей работе я хочу показать, что....).
Определить объект или предмет исследования (Для этого я рассмотрел то-то и то-то...).
Определиться с постановкой задачи (Чтобы достигнуть цели работы, надо проделать то-то и то-то).
Описать методы исследования (Это я буду делать так-то и так-то ...).
Во введении нужно обязательно подчеркнуть, почему вы эту тему считаете перспективной и в чем ваш личный вклад в ее изучение - что вы сделали самостоятельно (Мною был проведен такой-то эксперимент или мною был разработан макет, схема, график, создана компьютерная программа или презентация и т.п.).

4. Само содержание работы.
Занимает  основной объем (около 10-20 страниц для школьных работ в зависимости от сложности темы). Лучше всего разбить его на несколько подпунктов.

5. Заключение.
В нем обычно пишут то же, что и во вступлении, только в прошедшем времени: я показал..., я сделал..., я провел...
По объему 1-2 страницы.

6. Список использованной литературы.
Не меньше трех наименований (оптимально - около десятка). Желательно, чтобы хоть одно из них  (а лучше больше половины) было не электронным ресурсом, а "бумажной" книгой.

7. Приложения.
Все иллюстрации, схемы, карты должны быть не в тексте работы, а в приложениях. В тексте на них ставится только ссылка в скобках: (см. Приложение 1). 
Каждое приложение дается на новой странице. Их можно нумеровать буквами: Приложение А или цифрами: Приложение 1.
Когда подсчитываешь объем работы, листы с приложениями не учитываются (т.е. если вам задали написать фиксированный объем, например, 10 страниц, то титульный лист, план, введение, заключение и список литературы туда входят, а приложения - нет. Поэтому реально работа может получится 15 страниц, если учесть приложения)

Какие документы и материалы нужно оформить?

У каждого конкурса есть свои  требования, их надо узнавать заранее. Но обычно стандартная процедура такова - надо подать:
1. Заявку на участие в конкурсе
2. В оргкомитет (или кто там проводит конкурс) надо предоставить тезисы работы (очень сжатое описание работы: ее название, авторов, руководителя, ее цели, задачи и выводы) - все не более одного листа А4.
3. В оргкомитет надо сдать один экземпляр доклада и диск с записанной на него презентацией доклада (второй экземпляр всего этого надо взять с собой на защиту доклада в тот день, когда будут заслушиваться выступления)
4. Выступить перед комиссией с устным докладом - защитой работы


защита исследовательского проекта
Защита доклада "Изучение дождевого червя в домашних условиях" на школьном этапе
конкурса "Я- первооткрыватель", Катя, 1 класс, 2015 г.


защита доклада 6 класс
Защита доклада "Исследование конструктивных особенностей 
и технических характеристик космических кораблей и ракет-носителей
Выступает мой Витя и его одноклассник Илья , 6 класс, 2012 г.


И, наконец, как проводится эта самая защита работы.

Выступление должно занимать 5-7 минут. Не больше! Некоторые комиссии очень строго придерживаются регламента и прямо останавливают детей когда время вышло.

Защита обычно сопровождается компьютерной презентацией, выполненной в формате Power Point (ppt) - ее надо принести с собой на флэшке. Презентацию выводят на большой экран, чтобы все присутствующие могли ее видеть. Хорошим тоном будет, если ребенок во время своего доклада будет обращаться к презентации - показывать на ней какие-то данные, фото, а не просто читать свой текст отдельно, а презентация будет идти за спиной только фоном.
Например, вот так сделана наша презентация к докладу на конкурс "Я - первооткрыватель" от МАН (1 класс).


презентация к докладу


Хорошее впечатление производит, если ребенок будет говорит текст по памяти, а не читает с листа или с презентации. Потому что читающего ребенка слушать очень скучно. Кроме того, часто дети это делают настолько тихо и неразборчиво, что для остальных высидеть такой доклад - настоящее мучение! Поэтому свое выступление надо просто вызубрить.
Кроме того, всегда положительно оценивается, если ребенок не только рассказывает, но и принес какие-то наглядные пособия: модель, результаты опытов, хотя бы схему или плакат. Только нужно, чтобы в изготовлении его участвовал сам ребенок, хотя помощь взрослых допускается.

После выступления будут заданы дополнительные вопросы, ответы на которые тоже оцениваются комиссией.
Более того, обычно оценивается еще и активность на слушаниях - т.е. надо и задавать вопросы другим докладчикам.

Критерии оценки выступления такие (переписываю с листочка 2014 года):
1. Уровень самостоятельности
2. Уровень новизны и оригинальности идеи или методов
3. Системность изложения материала
4. Культура речи ученика
5. Полнота ответов на дополнительные вопросы.
6. Активность  (то есть надо самому задавать вопросы докладчикам).

Вот так - с одной стороны все просто, с другой - это надо знать, чтобы вашей интересной и полезной работе не сняли лишние баллы из-за ерунды: неправильно оформленного титульного листа или отсутствия пунктов плана.

Успешного вам написания работы!

12 комментариев:

  1. Татьяна, читала Ваш пост с позиции человека, писавшего студенческие работы (на заказ), да и сейчас немного балуюсь этим - слава Богу, база огромная (за 10 лет такой работы). Так вот, читаю и улыбаюсь: уже в школе детей учат писать научные труды (именно так и можно назвать такие формы работы). И это здорово! Может в институте сами писать будут, а не заказывать.

    Одно мое замечание (так, из вредности): в заключении, как и во всей работе в целом лучше использовать местоимение "мы" вместо "я" (имеется в виду "я и мой научный руководитель"): например, "нами было выявлено, отмечено, раскрыто и т.д.". Спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, что прочитали - мне очень полезно знать мнение человека, который имеет такой большой опыт. Замечание учтем. Просто в наших школьных работах роль научного руководителя сводится только к тому, чтобы сказать, когда доклады принимаются, за остальным родители следят. Так что "мы" писать все-равно правильно :)

      Удалить
    2. Сомневаюсь, что научные работы в школе, помогут молодым людям писать самим в будущем. Скорее напрочь отобьют желание что-либо писать самостоятельно. Не может школьник писать научные труды. До этого нужно дорасти на уровне сознания и много читать и изучать труды других великих.
      Та же ситуация с чтением книг. ДЕТЕЙ в школе "по программе" заставляют читать русскую классику, например "Война и мир". И что? Многие ли читают? А тем, кто прочитал действительно было интересно? Очень сомневаюсь. В итоге еще в школе прививают ненависть к книгам. До великих произведений великих русских авторов тоже нужно дорасти на уровне сознания. Чтоб не просто бежать глазами через строчку, а читать и переживать, читать и анализировать.

      Удалить
    3. Я - та, что читала в школе школьную программу и вообще всю классику, включая диалоги Платона:) И читаю до сих пор - у меня ничего не "отбили". А выход какой? Вообще не читать? Вы же знаете, что бывают такие люди, которым даже в 40 рано читать что-то сложнее Гуси-лебеди. Подстраивать всех под их уровень?
      Насчет участия в проектах тоже не согласна. Да, школьник писать научные труды не может. И не пишет. Эти все проекты - только игра в науку. Но если ребенку не показать как это делается, то он не сможет делать научные исследования и студентом. Поэтому мы делаем с дочкой проекты и будем делать: сначала с моей помощью и руководством, потом я все меньше вмешиваюсь и больше свободы ей, а потом, надеюсь, ей будет самой интересно и по силам. Я знаю очень талантливых деток, которые реально интересуются серьезной наукой и уже понимают в своей теме больше среднестатистического взрослого. Так пусть у них будет шанс! По результатам конкурсов и проектов талантливых ребят берут в Малую Академию Наук, там с ними продолжают заниматься, развивают их дальше. А кому оно неинтересно и не надо, пусть себе продолжают сутками сидеть во ВКонтактике и смотреть прикольные видео - их никто насильно не заставляет где-либо участвовать.

      Удалить
  2. Очень полезная информация. Спасибо)
    Согласна с предыдущим коментарием. В научных работах ни в коем случае нельзя использовать "я". Это считается грубейшей ошибкой. И еще по поводу графиков, таблиц и т.д., насколько мне известно, их разрешено использовать в тексте. Там есть свои правила оформления. Например: слово "Таблица" пишется курсивом, а название таблицы жирным. Можно, конечно, и в приложения, но в тексте намного нагляднее. Это последние объявленные нам общие требования. Говорю как человек который в данный момент пишет диплом и на протяжении последних пяти лет написал огромное количество научных работ. Ну думаю, в школе детям можно не так строго соблюдать все нововведения)))))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Про "я" у нас нигде ничего не говорили, наверное, просто местная традиция отличатся от общепринятой практики. Я и у себя в дипломе писала "я, я, я". Вот что называется "век живи, век учись")))
      А как раз насчет картинок и таблиц в тексте отдельно подчеркивалось, что лучше их избегать и вынести в приложение. Хотя, конечно, гораздо удобнее, чтобы они были прямо в тексте.
      В любом случае, каждый раз при написании работы надо обязательно стараться узнать требования конкретно этого конкурса. Другое дело, если никаких особых требований нет - тогда мои рекомендации прекрасно подойдут, проверенно уже не единожды ;)

      Удалить
  3. Спасибо! Полезная инфа, собранная в одном месте.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Буду рада, если пригодится)

      Удалить
  4. Полезный пост! Если позволите, не в обиду- просто дополнение с точки зрения библиотекаря - библиографа. Требование к списку литературы- важно указать какой именно ГОСт. Библиографический список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание : общие требования и правила составления», ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов: общие требования и правила составления», ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок: общие требования и правила составления», ГОСТ 7.0.12-2011 «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке: общие требования и правила».Сейчас новые требования по описанию литературы, в т.ч. в научных работах
    И я бы добавила информацию о ссылках .Учебные работы и диссертационные исследования в еще большей сте¬пени требуют компиляции чужого или его опровержения. Это требует грамотного оформления цитат и ссылок.Думаю это не помешает знать и уч-ся.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо огромное за дополнения!
      Для меня во всем этом деле самым сложным всегда казалось оформление списка литературы. Тут я привела то, как нам позволяют его оформлять. Несколько упрощенный вариант. Но я знаю, что по ГОСТам там все гораздо серьезнее и сложнее. Так что ваши ссылки буду очень полезны тем, кто действительно пишет серьезную научную работу и ему надо соблюсти все требования.

      Удалить
  5. Здравствуйте, полезная информация, но хотелось бы конкретнее о каждом виде работы. Например: в докладе тоже пишется введение и заключение? Каким размером должен быть доклад и т.д.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конкретно писать очень трудно - у разных учебных заведений и разных конкурсов требования разные. Я привела тут только самые основные, которые мы использовали, когда нам никаких четких указаний не давали. Да и большая разница есть в том, делаете ли вы доклад для первоклассника или для студента...
      Поэтому по объему могу только сказать, как принято у нас. Для детей начальной школы объем работы не должен превышать 10 листов А4, для старшей 15-20 листов. Для работ по гуманитарным направлениям: 20-25 листов. А текст выступления по ней обязательно должен содержать и вступление и заключение и продолжаться 5-7 минут.

      Удалить

Чтобы оставить комментарий, напишите текст в окошке и выберите в "Подписи комментария" профиль из любого вашего аккаунта. Если вы нигде не зарегистрированы, выбирайте Имя/URL и просто вводите свое имя - оно отобразится в подписи.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

ShareThis