пятница, 21 июня 2013 г.

Клуб почемучек. Откуда взялись слова?

Здравствуйте, дорогие читатели и участники "Клуба почемучек"! В сегодняшнем выпуске Клуба я буду отвечать на вопрос мамы Дарьи и ее сыночка: "Почему слова так называются?"
Наверное, любая мама не один раз отвечала на вопросы о происхождении слов: "Почему стол называется "стол"?",  "Почему апельсин это "апельсин"?", "Почему синица называется "синицей", она же не синяя, а желтая?" и еще множество подобных.
На какие-то вопросы ответить легко. Например, синица названа "синицей" не из-за своей окраски, а потому что поет "синь-синь-синь". Чтобы ответить на другие, надо заглянуть в этимологический словарь. "Апельсин" как и сам фрукт попал  нам из Голландии.  Голландские купцы, в свою очередь, везли его из Китая. И называли "appelsien", что в буквальном переводе значит "яблоко китайское"(из "Школьного этимологического словаря русского языка"). Но вот со словом "стол" все гораздо сложнее. Даже в самом авторитетном этимологическом словаре Макса Фасмера мы увидим лишь только указание, что русское слово "стол" восходит к праславянской форме  *stolъ. То есть, и в глубокой древности это слово звучало практически так же, как и сейчас. Но как произошло это самое праславянское слово *stolъ ? Откуда взялись самые первые слова, к которым восходят все существующие ныне?


происхождение слов

Чтобы понять это, нам надо проделать путь назад, к самому началу возникновения языка у человека. С помощью методов этимологии (науки о происхождении слов) и глоттогонии (науки о  эволюции языка) ученые могут проследить историю тех или иных слов и языков. Например, наш русский язык, как и родственные ему украинский и белорусский языки, произошел от древнерусского (восточнославянского). А тот произошел от праславянского языка (который восстановили ученые путем сравнения славянских языков). Праславянский язык же выделился из индоевропейского языка, общего предка не только славянского, но и многих других языков: английского, французского, итальянского, испанского, немецкого, греческого, армянского и многих других языков. Ученые могут восстановить индоевропейские корни многих наших слов. Например, русское слово "сын". По английски  - son, по голландски  - zoon, по немецки - Sohn, по шведски - son, по литовски - sunus. Правда, очень похоже? Все эти слова восходят к общему источнику: древнеиндийскому глаголу sūуаtē, savati, что означает "рождает", "производит". 
Но ученые смогли проникнуть еще дальше в глубину веков и узнать, что индоевропейский язык произошел от праиндоевропейского (его в разных классификациях называют по-разному: афроевразийский, западно-ностратический), который существовал около 10 тысяч лет назад. Это время называется каменный век. А это значит, что люди в те времена использовали каменное орудие. Они только-только перешли к оседлой жизни (жизни на одном месте), только-только научились делать керамику. И совсем еще не умели писать. Поэтому ничего об их языке мы не знаем. Но сравнивая существующие сейчас языки между собой, зная, за какое время в среднем один звук языка трансформируется в другой, ученые могут реконструировать этот древний язык. Не так, что на нем можно говорить, но так, чтобы понять его строй, его фонетическую систему.
А самое удивительное, что ученые с помощью компьютерного анализа смогли восстановить несколько самых древних слов в человеческом языке. Эти слова пришли к нам из еще более далекого времени - конца Ледникового периода, около 15 тыс. лет назад! Они обозначают понятия: «ты», «я», «нет», «тот», «мы», «дать», «кто», «этот», «что», «мужчина», «вы», «старый», «мать», «слышать», «рука», «огонь», «тянуть», «черный», «течь», «лай», «зола», «червь», «плевать». На основе таких реконструкций некоторые ученые выдвигают гипотезу о существовании в глубокой древности общей языковой группы. Этот гипотетический язык назвали ностратическим. А еще далее в глубь времен прослеживается его предок -  праностратический язык.

происхождение русского языка

Так значит все слова всех языков мира произошли от какого-то одного пра-пра-пра языка? На этот счет у ученых нет согласия. Мнения разделились. Одни считают, что у всех языков есть общий предок. 
Посмотрите на это дерево  языков. Оно составлено ученым-лингвистом А.Ю.Милитаревым, «Знание-сила», март 1989  (картинка кликабельная - при щелчке по ней она увеличится). По нему можно проследить историю всех-всех языков мира. Хочу обратить ваше внимание, что это только один из множества вариантов классификации, поэтому данные хронологии и реконструкция состава древних языковых групп может отличаться от других источников.
дерево языков
Дерево языков.Составлено А.Ю.Милитаревым

Другие ученые думают, что разные группы языков возникли независимо в разных местах земного шара.
Но может быть, ученые знают, как возникли слова? К сожалению, и этого однозначно сказать нельзя. Существует несколько теорий. Самые распространенные две из них. Теория «фюсей» («по природе») считает, что слова возникли из каких-то естественных звуков и шумов или звукоподражания. Рычания, воя, мычания, вскриков. Теория «тесей» («по установлению») говорит о том, что слова возникли по договоренности людей называть ту или иную вещь именно этими звуками. Но доказать, какая теория верна, совершенно невозможно.

Кроме того, очень сложно определить момент, когда именно возник язык и первые слова. Ведь всем известны примеры того, что животные тоже общаются между собой на своем "зверином" языке. Не только обезьяны, которые при обучении их языку жестов демонстрируют речь на уровне четырехлетнего ребенка. Самые примитивные "слова" есть у многих зверей: между собою разговаривают дельфины и слоны, вороны и муравьи. А "танец" пчел? Это ведь тоже язык, с помощью которого они рассказывают своим сестрам, куда лететь за медом. 
Если у вас есть возможность, понаблюдайте вместе с ребенком за каким-нибудь животным и попытайтесь составить словарь, переводящий его "речь" на русский язык. Например, мы с дочкой собирали "слова" из языка нашего домашнего кота Стёпки.
"Р-р-р-р" (мурлыканье) - "Мне приятно"
"Мр-р-р?" (именно так, вопросительно) - "Что случилось?"
"Мя-я-я!" (противным голосом) - "Дай есть!"
"Вау-у-у-вау-у-у" - "Мне тоскливо, что-то меня беспокоит"
Шипение - "Я сейчас укушу!"
"Мя" - все остальные слова.
кот
У котов тоже есть свой кошачий язык

Так что же, мы так и не узнаем, как возникают слова? Как возникли первые слова, боюсь, что не узнаем.  Но ведь слова не возникли когда-то давно и с тех пор существуют в неизменном виде. Они рождаются, развиваются и умирают так же, как и все на свете.  И мы можем сами прямо сейчас создать новое слово.  И сами понаблюдать, как оно возникает. Вот придумал конструктор машину, которая работает не на бензине, а на морковных хвостиках. Каким словом ее назвать? Можно составить новое слово из уже известных старых слов. Например, морковь+автомобиль=морковкомобиль. Можно назвать ее звукоподражанием, например, "прррр". А можно придумать совсем новое слово, которого раньше в языке не было. Попросите малыша сделать это.
А как он назовет обнаруженный на амазонке новый вид птиц с красивым желтым хохолком? А лекарство от капризов? А то чувство, которое испытываешь утром, когда просыпаешься и вспоминаешь, что родители обещали сегодня повести тебя в зоопарк? 
Вот сколько новых слов мы можем придумать! Если слова получатся удачными, мама скажет их своим знакомым, и им тоже захочется их использовать. А от знакомых эти слова узнают их знакомые. И скоро весь город выучит новые слова. Их запишут в словарь. И русский язык станет богаче еще на несколько слов.
Игр с придумыванием новых слов очень много. О некоторых я уже писала. Например, "Кентавр". Когда надо придумать название гибриду двух зверей тигр+жираф=тиграф или наоборот, угадать по составному слову от каких зверей оно произошло. Еще одна известная игра - переворачивать все слова задом наперед. "Стол" превратится в Лотс", а "мама" - в "амам".
А детям постарше можно предложить составлять анаграммы - новые слова из букв уже существующих ("корова" - "вокора") или, наоборот, по анаграмме восстановить исходное слово.
Но дети и без специальных игр на первых годах жизни придумывают огромное количество слов. Вспомните, какие забавные словечки говорил ваш малыш. Например, когда-то мой маленький сын придумал вместо вопросов "зачем" и "почему?" спрашивать одним словом: "започему?". А дочка говорила вместо "куриного окорочка" - "окурачок". Или использовала собственное слово "зверюжина" (в смысле "страшный зверь"). Остальные наши "говорилки" можно посмотреть по ярлыку "говорят дети". Если вы тоже ведете подобные записи, то почитайте их ребенку - дети любят такое развлечение :) Может, какие-то из этих слов вы употребляете до сих пор? Если это так, то слова, придуманные вашим ребенком, уже стали полноценными словами, хотя бы в пределах вашей семьи.

Чтобы я ответила и на ваши вопросы, присылайте их мне на почту tavika2000 @ yandex.ua (убрать пробелы) с пометкой "Клуб почемучек". Все присланные в Клуб вопросы, независимо от того, публиковался на них ответ или нет, будут участвовать в розыгрыше приза, который состоится в первую пятницу осени, 6 сентября. Подробности о нем я сообщу позднее.
Архив прошлых выпусков "Клуба почемучек" можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Другие развивающие занятия по истории вещей и понятий вы найдете здесь:  Почему шахматные фигуры так называютсяПочему люди говорят на разных языкахКто из живых существ первым полетел в космосПочему буква "А" называется буквой "А"Как определить размер обуви,   Как люди научились печь хлеб, Где находится Край Света, Почему мальчики носят брюки, а девочки юбки, Игры в историю - Инструменты для письма, Игры в историю - Древняя ГрецияИстория игральных карт   

Материалы по теме:
Глоттогония. Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/)
Прамировой язык (http://ru.wikipedia.org/wiki/Прамировой_язык)
Откупщиков Ю.В. К истокам слова. -СПб.:  Азбука-классика, 2008.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - М., 1996.
Успенский Л. Слово о словах. -Л: Детская литература, 1971.
Леонтьев А.А. Мир человека и мир языка. - М. Детская литература, 1984.
23 самых древних слов человечества. Мир фактов (http://mirfactov.com/23-samyih-drevnih-slova-chelovechestva/)

18 комментариев:

  1. Зверюжина - это класс! :) Всё ясно и никаких вопросов. :)
    Словообразовательная тема - это супер инетерсная вещь. Кстати, у всех детей это языковое чутьё, по-моему, врождённое: по крайней мере все их словечки, как правило, образованы вполне по законам русского (в данном случае) языка! Обожаю всегда читать и слушать вот такие детские говорилки, и за Асей что успевала - записывала.

    Из прижившихся у нас есть детское дочкино словцо "булкобатон" - это, видимо, чтобы не разбираться, чем булка от батона отличается: булкобатон и всё тут! До сих пор им пользуемся, несмотря на то, что уже булку не едим :) Вспомнила ещё её такое рассуждение- метаморфозу: "зайчик-побегайчик... убегайчик.... догоняйчик!".

    Ещё такая забавность была: бабушке пришлось как-то некторое время развлекать нашего с Асей гостя. Потом, уже вечером, бабушка нам рассказывает об этом:
    - Ну, я как могла, постаралсь его...
    Ася тут же подсказывает: - УмилОшить?
    Эмоционально точно, кстати, вышло.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Следить за развитием языка у детей - это тоже один из методов изучения того, как проходил этот процесс в далекой древности. Ведь развитие ребенка повторяет этапы развития человеческого рода.
      А зайчик-догоняйчик - это здорово! )))))

      Удалить
  2. Большое спасибо!
    Сын часто спрашивает, а я порой теряюсь. Теперь буду умнее :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Боюсь, что эти вопросы никакими объяснениями не удовлетворить. Я уже тысячу раз отвечала на подобные и сыну, и дочке, и продолжаю отвечать))) Да что там - я и сама так много еще хотела бы узнать! Очень люблю лингвистику, и чем больше узнаю, тем больше вопросов появляется.

      Удалить
  3. Здорово так написано! Действительно очень интересно знать откуда и как произошло то или иное слово) Старший сынуль часто спрашивал меня про это) Сейчас младший только учится говорить! Так что нтересное еще впереди! Мы с мужем раньше были мапой и памой) - старший так называл нас)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо :)
      Это действительно, так интересно наблюдать, как дети осваивают язык! И весело :)

      Удалить
  4. Очень интересно, дети постоянно спрашивают почему то-то или то-то так называется. Таня, ты права, сколько раз не объясняй всё рано будут спрашивать:) Но ты рассказала столько интересных фактов и исследований в области лингвистики, что это хоть даст детям повод для размышления. Спасибо. Прочитала про вашего кота и вспомнила, как уменя раньше Гоша спрашивал: "А что такое мурр?" Я ему говорю - ну это когда кошке хорошо, приятно она мурлыкает и говорит "Мурр". Через некоторое время он опять тот же вопрос задаёт, я ему снова объясняю. И так несколько раз. А однажды он мне сказал: "Мама, "мурр"-это по кошачьи "МАМА":)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Милана, я рада, что про лингвистику было интересно. Я могу говорить на эту тему часами ;), боялась, что перегружаю текст.
      Детские наблюдения за животными - это вообще отдельная тема! Дети к ним ближе, чем мы, и лучше их понимают:) Так что если "мама", значит "мама")))

      Удалить
  5. Таня, спасибо за материал. очень интересно и написано здорово.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я рада, что меня читаешь :)

      Удалить
    2. конечно, читаю :). ребенок же растет, а у тебя один из самых интересных и познавательных блогов в этом плане.

      Удалить
    3. Спасибо за добрые слова :)

      Удалить
  6. Спасибо за великолепный материал!

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный04.09.13, 10:03

    Действительно, бывает, как спросит сын что-то простое, а я и ответа и не нахожу, Теперь буду подкованной мамой)))А его фразы, в этом роде(http://zabavka-market.com.ua/info/interesnoe/detskie_istorii_v_kartinkah) вообще записываю в отдельную тетрадь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, что вам полезно было:) И вы большая молодец, что детские высказывания записываете - это такая память сыну будет!

      Удалить
  8. Анонимный29.11.15, 21:34

    Недурная статья. Вообще, существует масса теорий насчет появления слов, но суть их часто сводится к разным красочным вариантам объяснения того факта, что без них как-то все медленней получалось. Попробуйте, к примеру, представить, что вам жестами нужно пояснить, что вы ели на завтра. А затем представьте, что так весь день. Кстати, на тему как появились слова есть неплохая лирическая зарисовка - http://prosto-slova.ru/skazki-i-mify/12-kak-poyavilos-slovo.html

    ОтветитьУдалить

Чтобы оставить комментарий, напишите текст в окошке и выберите в "Подписи комментария" профиль из любого вашего аккаунта. Если вы нигде не зарегистрированы, выбирайте Имя/URL и просто вводите свое имя - оно отобразится в подписи.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

ShareThis