понедельник, 10 декабря 2012 г.

Эксперимент: влияние почвы на рост растений

Когда мы с Катей проводили тематическое занятие о строении почвы, Катя подала мне идею сделать еще один эксперимент. Ее заинтересовало, смогут ли растения вырасти, если их посадить в песок. Я предложила проверить это опытным путем.
Мы взяли две мисочки и заполнили одну землею, а другую - песком. И посадили туда травинки, принесенные с улицы. Для чистоты эксперимента надо было, конечно, взять две одинаковых семечки, посадить и наблюдать, как они будут расти, но Катя захотела взять сразу готовые травинки, т.к. они были на тот момент под рукой.

влияние почвы на рост растений - эксперимент
Растения в почве и песке, 25.10.2012

Целый месяц мы эти наши растения прилежно поливали и наблюдали за их развитием. Конечно, время года не очень способствовало быстрому росту. Все-таки конец октября. Но через недели две стало заметно, что растения, посаженные в почву, чувствуют себя лучше, чем те, которые в песке. (Кстати, я думала, что это произойдет быстрее). А еще через две недели травка, росшая в песке, окончательно погибла. В то время как в другой мисочке трава расти продолжала.

влияние почвы на рост растений - эксперимент
 Растения в почве и песке, 23.11.2012 

Значит можно сделать вывод, что растениям для жизни нужен не только солнечный свет и вода (кстати, эти гипотезы тоже нужно будет с Катей проверить на опыте), но и что-то такое, что находится и почве и отсутствует в песке. Это - питательные вещества. Тот самый перегной, слой которого мы видели в самом верху, когда изучали строение почвы.
Я рассказала Кате про питательные вещества. Что их делают бактерии (про которые мы потом тоже целое занятие делали), расщепляя остатки живых организмов и отмерших растений. Рассказала о круговороте живого вещества: растения растут, используя разложившиеся остатки живых существ, потом эти растения съедают травоядные животные, тех - хищные звери, а когда хищник умрет, то его тело разложится под действием бактерий, а образовавшиеся питательные вещества снова послужат "пищей" для растений. И что все живые существа на Земле - единое целое. В нас есть вещества, которые когда-то были частью других растений, животных, людей. Так что индийцы, которые верят в переселение душ (мы совсем недавно видели праздник кришнаитов и говорили о религиях Индии)  в каком-то смысле правы.
Вот так вот получилась целая серия занятий про почву, а началась она с вроде бы несложного вопроса в мой "Клуб почемучек": "Как образуются лужи?".

Другие наши опыты и эксперименты: Почему сосульки всегда растут вниз, Что такое невесомость и как ее почувствовать в домашних условиях, На каком хлебе плесень растет быстрее,  Играем в детектива - отпечатки пальцев, Почему люди не выпадают из качелей, Солнечные часы, Водяные часы - клепсидра, Добыча и выплавка металлов, химические опыты, "Луна",  Ракета на водяном двигателеНаблюдаем в микроскоп, Как самим сделать мультфильм.

10 комментариев:

  1. Да, я помню этот эксперимент. Таня, мы когда про деревья осенью говорили, тоже провели эксперимент: сорвали веточку черемухи и поставили в воду. Почки не проклюнулись.
    А вот если сорвать веточку после Нового года, это будет намного быстрее. Деревья особенно глубоко спят с конца осени до Нового года. Может и у травинок так.
    О круговороте живого вещества надо с детьми поговорить, спасибо))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ничего, все равно показательно получилось - очевидно, что без почвы растениям не выжить.

      Удалить
  2. Люблю читать ваш журнал.... Но про песок не согласна.
    Сосны сибирской тайги растут на песке (жаль, что не могу здесь поставить фото). Внизу там только ковер из лишайников, брусника.
    И пустыня тоже не голая...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Действительно, для научной точности мне надо было бы в посте писать не "растения", а "большинство растений". Мы не рассматривали крайние проявления - те же мхи и лишайники, воздушные корни лиан, водяные растения, кактусы и т.д. Мы подрастем и все это узнаем :)Просто для пятилетнего ребенка эта информация сейчас была бы лишней и слишком детальной. В опыте мы исследовали типичный случай.

      Удалить
  3. Очень познавательно! Ждала продолжения истории про бедное растение, пересаженное в песок :-):-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Многосерийное занятие получилось:)

      Удалить
  4. Спасибо, теперь многое встало на свои места - про почву, растения и весь круговорот. У меня со школьных лет осталось впечатление, что для того, чтобы образовался 1 см плодородной почвы, нужно то ли 100, то ли 300 лет, да и то ее еще может сорвать ветром или смыть водой. Удивителен баланс, который все же позволяет жизни продолжаться...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, так и есть - плодородный слой гумуса накапливается столетиями! Поэтому так ужасно, когда из-за неумелой деятельность людей почвы начинают разрушаться. Когда-то цивилизация зародилась в районе "плодородного полумесяца" - район Палестины, Сирии, Ирана. Но уже древние люди превратили большую часть этой земли в непригодную для земледелия цепь пустынь и солончаков:( И, кстати, эту экологическую катастрофу называют одной из причин гибели древнейшей цивилизации Шумера.

      Удалить
  5. Отличный опыт! Главное, что показательно и понятно для детей. Они так все быстро понимают и запоминают.
    Таня, мы много делали опытов с растениями. Может Вам что-нибудь пригодится? Буду рада! http://azbuka-uma.by/sbornik_rasteniya
    А весной мы с девочками с удовольствием повторим и ваш опыт. Тем более, что про почву мы не разговаривали.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за ссылочки. Я ваши опыты и занятия уже видела - вы большие молодцы! Мне очень понравилось, как занятия описаны у вас :) И удобно все собрано в одном месте, и разные аспекты рассмотрены - творчество, наука, развивающие занятия. Такой труд вы проделали!

      Удалить

Чтобы оставить комментарий, напишите текст в окошке и выберите в "Подписи комментария" профиль из любого вашего аккаунта. Если вы нигде не зарегистрированы, выбирайте Имя/URL и просто вводите свое имя - оно отобразится в подписи.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

ShareThis