пятница, 13 июля 2012 г.

Игры в историю - инструменты для письма

Мне очень интересно прослеживать историю обычных бытовых вещей.
На днях Катя заинтересовалась тем, как писать пером и чернилами. И я решила рассказать и показать ей не только это, а проследить весь путь развития инструментов для письма - от древности до наших дней. Причем не только проследить, но и повторить.
Так спонтанно получился цикл развивающих занятий по теме "История инструментов для письма". (кроме того, здесь можно посмотреть, как мы изучали историю алфавита)
Для начала я нарисовала ленту времени. Так нагляднее иллюстрировать рассказ. А то Кате даты еще пока совсем ничего не говорят.

Лента времени. Чтобы увеличить рисунок надо щелкнуть по нему мышкой

Самые первые рисунки умели делать еще пещерные люди. Они рисовали потрясающие рисунки на стенах своих пещер - петроглифы.  Тут и тут можно прочитать, как мы ездили посмотреть на сохранившиеся до сих пор наскальные росписи в пещерах Крыма.
Чтобы сделать такие рисунки, древние люди использовали или твердые камни - чтобы высекать изображения, или собственные пальцы - чтобы рисовать красками, сделанными из природных красителей.
Мы наше занятие начали с разглядывания петроглифов на картинках в интернете и рисования пальцами. Правда не на стене, а на обычном листе бумаги :) Вот рисунок, сделанный Катей природным красителем - соком черной смородины:

развивающее занятие история инструментов для письма
Слева - рисунок Кати. Справа - петроглиф с Рыжей скалы (Крым, Белогорский район)

Первые "настоящие" принадлежности для письма возникли у древних шумеров около 5500 лет назад. Они использовали глиняные таблички, на которых, пока глина еще не застыла, палочкой с треугольным концом (стилусом) выдавливались треугольные знаки. Так называемая клинопись.
Мы с Катей попробовали воспроизвести шумерские таблички на пластилине:

развивающее занятие история инструментов для письма
Слева - Катина записка, сделанная заостренной палочкой на пластилине.
Справа - табличка, написанная аккадской клинописью. Это фрагмент
так называемого "Манифеста Кира Великого" (VI веке до н.э.)

Но такие таблички неудобны - тяжелые, хрупкие. Поэтому на смену им пришел папирус (или библиус) - первая "бумага", изготавливаемая из стеблей одноименного растения. Интересно, что у нашей бабушки есть комнатное растение папирус. Надо будет попробовать сделать из него бумагу :)

развивающее занятие история инструментов для письма
Слева - комнатный цветок циперус (Cyperus)-папирус. Из стеблей этого растения древние египтяне изготавливали бумагу для письма. Для этого стебли расщепляли, переплетали, прессовали и сушили на солнце. 

Применять папирус для письма первыми додумались египтяне около 3000 лет до н.э. На нем писали сначала кисточкой из тростниковой палочки с "разлохмаченными" волокнами на одном конце. А позже тростниковым пером - каламом. Чернила же египтяне делали из смеси золы от сжигания корней того же папируса и камеди - клейкого сока акации.
Каламом рисовали такие великие художники как Рембрандт и Боттичелли. И его продолжают использовать современные художники-графики.
Калам делают из камыша, бамбука, стеблей зрелой пшеницы и риса. Стебли для него лучше всего срезать поздней осенью. Срезав стебель, выбирают наиболее прочные его части и острым ножом или бритвой делают очень косой срез. Затем затачивают точно так же, как стальное перо и делают продольную бороздку для стекания чернил.

развивающее занятие история инструментов для письма
Способ заточки тростникового пера.
Рисунок с сайта "Мир Леонардо"

В Древней Греции и Риме для письма тоже применяли папирус. Но для повседневных нужд (в школах, при денежных расчетах и т.п.) использовали восковые таблички. Применять их стали с 1300 г. до н.э. Они представляли собой дощечки (таблеты), покрытые тонким слоем воска. Заостренной бронзовой или костяной палочкой-стилусом на воске процарапывались буквы, которые можно было тут же стирать обратным тупым концом стилуса.
Несмотря на недолговечность таких записей, этот способ письма существует и сейчас...в виде детской игрушки! Может вам попадались такие экранчики, покрытые пленочкой - проводишь по ним острой палочкой, в этом месте пленочка прилипает к основе, и на экране остается след? Это и есть потомки древнеримских таблет.
Эту игрушку как нельзя кстати совсем недавно мы нашли в пачке кукурузных палочек "с сюрпризом":

развивающее занятие история инструментов для письма
Вверху - детская игрушка, способ использования которой напоминает письмо на восковых табличках.
Внизу - эти самые таблички (древнеримские таблеты).

С 6 века до н.э. папирус как писчий материал стал вытесняться пергаментом - тонко выделанными овечьими и козьими шкурами. Они были гораздо долговечнее папируса, на них можно было писать на обеих сторонах листа (на папирусе писали только с одной стороны - на протоколоне), и написанные чернилами тексты можно было смывать. Наибольшую популярность пергамент получил во 2 веке до н.э. Согласно легенде, египетские жрецы запретили вывоз папируса за пределы страны, чтобы уничтожить конкурента Александрийской библиотеки - Пергамскую библиотеку. Но царь города Пергам не растерялся, и приказал для книг использовать новый материал, который и был назван в честь то ли города, то ли царя Пергама пергаментом.

развивающее занятие история инструментов для письма
Средневековый пергаментный свиток. Первые книги выглядели именно так.
Лишь позже шкуры стали разрезать на листы и сшивать как современные книги

Для письма на пергаменте сначала использовали калам, но вскоре в обиход вошли перья птиц. Лучше всего для письма подходят гусиные перья. Их затачивают на конце так же как и калам - срезая кончик наискось и прорезая бороздку для равномерного стока чернил.
Вот тут я написала целый пост о том, как мы с Катей рисовали пером (правда не гусиным, а куриным).

развивающее занятие история инструментов для письма

После изобретения бумаги и прихода ее в Европу гусиные перья оставались основным инструментом для письма. Они просуществовали рекордно долго - до 19 века. И хотя пришедшие им на смену металлические перья были изобретены где-то в 13-14 веках, первый патент на производство металлических перьев был выдан в 1717 году в Голландии, а  знакомый нам вид им придал в 1816 году англичанин Джон Митчелл. Знаменитый английский поэт Поуп посвятил металлическим перьям хвалебную оду, в которой воспевал их достоинства и преимущества, но еще долго они были скорее предметом роскоши, а не повседневного употребления. И только с появлением фабричной штамповки их производство стало массовым и они вытеснили гусиные перья из обихода.

развивающее занятие история инструментов для письма
Ученические, художественные и плакатные металлические перья, которые нашлись у нас дома

Еще моя мама, а Катина бабушка, в начальных классах школы училась писать именно таким металлическим чернильным пером. Мы с Катей тоже попробовали так писать. Трудно. Но гораздо лучше чем куриным пером :) Заодно я показала Кате, как получаются те самые кляксы, о которых часто упоминается в книжках - ведь нашими шариковыми ручками кляксы не поставишь. Жалко, промокашки у нас не было! Мы вместо нее туалетную бумагу использовали :) А ведь когда я училась в школе, то часто тетрадки продавались с промокашками, хотя чернилами уже давно никто не писал. Помню свое недоумение по этому поводу. Но ни одной старой тетрадки в моих "закромах" не осталось. Жаль :(

Ну и наконец мы дошли до современности. В 1945 году в США было налажено первое массовое производство этих письменных приборов. Правда идея шариковой ручки была запатентована еще в 1888 Лаудом, но патент так и пролежал "под сукном". Еще через пятьдесят лет братья венгры Ладислав и Георг Биро попытались возродить идею, но из-за начинавшейся войны им пришлось переехать в Аргентину. Где и нашел их американский предприниматель Милтон Рейнолдс. Изучив патенты и кое-что доработав, он пустил шариковые ручки в производство, сказочно разбогатев на них всего лишь за два года.
Сейчас выпускается огромное разнообразие ручек. Чернильные, масляные, гелевые. Всех форм и расцветок. Мои дети очень любят покупать новые ручки. Я сама не могу устоять, и обязательно при походе в магазин канцтоваров принесу оттуда очередное чудо :)
Вот что мы нашли у нас в доме: ручки в виде монстрика, пистолета и с плавающим на льдине пингвиненком внутри, двухцветную автоматическую ручку, ручку-фонарик, ручку-браслет, ручку шпионскую (фломастер пишет "невидимыми" чернилами, которые проявляются, если посветить встроенным в ручку ультрафиолетовым фонариком), ручку-плетенка (все мы, видимо, занимались этим в детстве :).

развивающее занятие история инструментов для письма
Многообразие шариковых ручек

А потом мы с Катей сами сделали настоящую шариковую ручку.

развивающее занятие история инструментов для письма
Самодельные корпуса для шариковой ручки

Для закрепления материала после занятий я предложила Кате самодельную игру - карточки для составления последовательностей. Надо выполнить задание на логику - расположить картинки в нужном порядке (что было раньше, что потом). Среди картинок есть много на тему эволюции бытовых предметов.  Например, про историю письма. Я попросила Катю разложить карточки в нужном порядке и рассказать теперь мне - как же писали люди в старину и как пишут теперь.


развивающее занятие история инструментов для письма
Надо разложить карточки в нужной последовательности

Материалы по теме:
  • "Умные мелочи" (http://elcode-blog.ru/?tag=%D0%BF%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%81)
  • "Популярное материаловедение: пергамент" (http://www.museion.ru/material/data1/1.2/pergament.html)
  • "Папирус и восковые таблички" (http://masteroid.ru/content/view/796/36/)
  • "Развитие письменности и инструментов для письма" (http://www.elitepen.ru/info/info18.htm)
  • "Самые первые чернила и инструменты для письма" (http://www.wild-mistress.ru/wm/wm.nsf/publicall/2011-06-19-1221247.html)
  • "История инструментов для письма" (http://n-t.ru/tp/it/ip.htm) 
Другие наши тематические занятия по истории людей и вещей тут: "История алфавита: почему буква А называется буквой А?", "Как люди научились печь хлеб",  "История одежды",  "Где находится Край Света", "Откуда появился человек, когда людей еще не было""Игры в историю - Древняя Греция"Солнечные часы,  Водяные часы - клепсидра.
А вот тут можно почитать историю игральных карт.

20 комментариев:

  1. Врсхитетелно и изумительно! Спасибо, что поднлились!

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный14.07.12, 11:42

    Как всегда интересно и основательно. Даже не думала, что ребенку 4лет можно подобное преподать, объяснить)
    Читая Ваши посты,у меня часто возникает вопрос: когда вы все успеваете. Вежь нужно снпчала самой подготовиться, а потом и с ребенком позаниматься. Летом так мало время!
    Предлагаю Вам поделиться этим в новой статье)))
    Таня

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, честно говоря, и писать тут не о чем :) Успеваю как и все:) В дневной сон подбираю материал по теме, сама учусь :) А после сна, прогулки и ужина у нас остается время (около часа) на занятия и игры. Если все за раз не успеваем, продолжаем назавтра утром или в другой день. Во время занятия я стараюсь не сидеть все время рядом, а рассказать, показать, а потом дать задание. Пока Катя его выполняет, я занимаюсь хозяйством (готовлю, убираю) или тут же готовлю что-то для следующего занятия, периодически проверяя, как у Кати идут дела. Как-то так :)

      Удалить
  3. Новый пост, и снова что-то невероятное! Я в принципе знаю историю письменных принадлежностей, всё-таки историк, но никогда её так отдельно не выделяла. А ведь интересно! С Тёмой и не пробовала подобные разговоры заводить...
    П.С, А у нас наоборот, стержни исписываются, а корпуса жалко выкидывать, валяются. Иногда к месту удаётся пристроить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как приятно услышать похвалу от историка:) Я очень интересуюсь историей, и хотела бы детям привить любопытство к ней. В Катином же возрасте (да и в Витином) им интереснее не слушать лекцию или читать какие-то исторические изыскания, а делать что-то самим, через собственные ощущения приобретать знания.

      Удалить
  4. Как интересно... Таня, ну очень уважаю такой подход-реконструкцию. Ведь вопросы могут возникать по теме с любой стороны, в любой момент, а когда ты линию уже проследил, взглядом охватил, понял логику - тогда ты действительно в теме и готов. В голове все связно, можно спокойно экспериментировать и влезать в тонкости. Благодарю и восхищаюсь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Реконструкция и возникает у меня в голове от того, что полезешь в интернет искать ответ на конкретный вопрос, а он вытягивает за собой столько интересного, что этого нельзя не применить тоже :)

      Удалить
  5. P.S. Мне кажется или аккадская клинопись справа все-таки сделана на хорошем таком вкусном тесте?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :))) Мне тоже так показалось:) Как галетное печенье:) Нет, это настоящая глиняная табличка. Хранится в Британском музее.

      Удалить
  6. Я тоже в восторге от ваших занятий!!! Очень интересно, сама узнала много :)

    ОтветитьУдалить
  7. Когда с детьми занимаешься, сама учишься во всех смыслах этого слова :)

    ОтветитьУдалить
  8. С удовольствием прочитала, спасибо большое! Таня, тебе пора издавать книжку с методическими и дидактическими материалами для родителей и учителей. Ты интересно пишешь и еще более интересно придумываешь!:-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! О книжке подумаю :)))

      Удалить
  9. Эта работа в Креативном отчете, вот здесь:
    http://www.lizon.org/2012/08/kreativ-in-august.html
    Поздравляю!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо огромное! Мне оч-ч-чень приятно :)

      Удалить
  10. Анонимный02.10.12, 10:01

    Даже не помню, как я вышла на ваш блог, но оторваться, вот уже который день, не могу :) Я просто в восторге, нравится ВСЁ!!! А, вспомнила, через конкурс инетрьеров детской: Витины фигурки из Саймоновакота сразили наповал!!!
    Помню, писала классе в 10-11 (92-93 г.) пером с чернилами - было необычно и круто как-то :) Сейчас живу в Германии и тут дети уже в начальной школе обязаны писать перьями! В начале первого класса пишут ещё карандашами и потихоньку переходят на перо, даже получают "удостоверение", типа водительских прав на ручку с пером и страшно этим гордятся. Шариковые ручки запрещены в начальной школе, считается, что писать пером легче. Многие так и пишут перьями, даже будучи студентами, т. к. перо лучше скользит по бумаге и скорость письма выше, чем у шариковой ручки. Идея-то хорошая, но... Ох, и намучились мы с сыном с этими дурацкими чернилами, они и него вечно протекали и капали на тетради и одежду, руки вечно в чернилах :)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за добрые слова, я рада новым знакомствам:)
      Очень удивил ваш рассказ о Германии. Вот это да! А я думала, что перо и чернила анахронизм! Честно говоря, я бы не хотела писать пером, а особенно в школе - я бы тоже измазывалась вся :)))

      Удалить
  11. Очень здорово и интересно получилось) В школе мы кстати делали перо из гусиных перьев, вставляли туда стержень от шариковой ручки и с особым удовольствием ими писали, думаю, Кате очень понравилось пером писать))тем более с чернилами))) А клаксы ими как здорово ставить)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :))) Приличные кляксы у нас как раз почему-то так и не получились ...

      Удалить

Чтобы оставить комментарий, напишите текст в окошке и выберите в "Подписи комментария" профиль из любого вашего аккаунта. Если вы нигде не зарегистрированы, выбирайте Имя/URL и просто вводите свое имя - оно отобразится в подписи.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

ShareThis